В школьные годы время течет иначе, каждый день наполнен бурями эмоций и новых открытий. Удивительно наблюдать за тем, как дети взрослеют и меняются. С каждым годом они становятся старше, созревают и их суждения. В подростковом возрасте они уже стремятся быть большими, хотят на все иметь свой взгляд, свое мнение. Обладая своим мнением, часто наивным и категоричным, подростки не желают слушать старших, хотят во всем быть им равными, а потому не признают авторитетов. Они не замечают, что пока их мнение не подкреплено жизненным опытом.

Это все признаки юности и развивающегося кризиса подросткового возраста, одного из самых серьезных кризисов в жизни человека. В этот период взросления стремительные изменения бурей проходят в эмоционально-психологической и физиологической сферах.

Особой чертой подросткового возраста является активное выстраивание ценностных характеристик, поиск собственного ответа на то, что такое хорошо, а что такое плохо. Подростки желают найти себя и определить свое место в мире, стремятся постичь окружающую действительность и ориентироваться в ней наравне со взрослыми. Вопрос о том, как я это вижу, как я это понимаю, - один из основных для ребенка в подростковом периоде. Отчасти поэтому подростки могут выглядеть и вести себя крайне эгоцентрично, порой наивно, пылко и грубо. Все это следствие решения сверхтрудной задачи - выстраивания более-менее осознанной картины мира в условиях недостатка опыта.

Как помочь им преодолеть эти трудные процессы и сохранить все хорошее, что было в детстве, умножив это взрослыми и зрелыми взглядами?

По поводу большинства важных явлений и проблем подросток больше наслышан, он еще попросту не сталкивался с ними, но ему уже необходимо иметь свое собственное мнение. С этой потребностью связано и то, что он не хочет прислушиваться к старшим и более опытным взрослым, он подвергает их авторитет сомнению, он ищет себя. В то же самое время подросток нуждается в направляющей и поддерживающей фигуре взрослого. Оспаривая авторитет, подросток будто проверяет взрослого на прочность, пытается понять, насколько ему можно доверять.

Далеко не всякий взрослый может стать авторитетной фигурой для подростка. В большинстве случаев дети готовы слушать и доверять тому, кто, по их мнению, понимает их и оказывает им поддержку. Того же, кто императивно требует послушания, подростки обесценивают. Достается в большинстве случаев родителям, с которыми подросток начинает конфликтовать, доказывая, что он уже больше не ребенок. В то же время выстроить непротиворечивую ценностную модель без помощи взрослого, ориентируясь исключительно на информационные потоки современной медийной культуры, ребенок просто не в состоянии, поскольку ценностные параметры, диктуемые СМИ, могут быть противоречивы. Возьмем, к примеру, развлекательный интернет-портал и хороший художественный фильм - их ценностное содержание может быть прямо противоположно. Ребенку необходимо суметь выбрать из всего многообразия что-то действительно важное и ценное. В этом ему может помочь только опытный взрослый со сложившейся непротиворечивой системой ценностей.

Как стать таким авторитетным взрослым для подростка, мы расскажем в наших следующих выпусках.

Елена Черепкина, эксперт по психологии подростков «Академии Always»

Напоминаем, что прием работ на конкурс для учителей продолжается. Высылайте свои методические разработки, отзывы учениц и фотографии до 30.10.08 по адресу: 101000, Москва, а/я 99 с пометкой «Академия Always».

По всем вопросам, связанным с конкурсом «Академия Always», обращайтесь по телефону (8-800)200-20-20 (звонок бесплатный по России) или по электронному адресу akademia-always@mail.ru

Правила и условия конкурса читайте на сайте: http://www.procterandgamble.ru/programs/.