Комментарий «УГ»

Светлана ПАНАСЮЧЕНКО, старший прокурор Омской областной прокуратуры:

- Наши проверки учреждений высшего образования подтвердили то, о чем уже давно говорят в обществе. Качество подготовки специалистов, получающих образование посредством экстерната, дистанционной формы обучения в филиалах иногородних вузов, часто не соответствует государственным стандартам, что ставит под сомнение выдачу таким студентам дипломов государственного образца. При этом находят широкое распространение факты корыстных преступлений со стороны преподавателей.

Не случайно после рассмотрения на совместной коллегии Генеральной прокуратуры и Министерства образования и науки РФ материалов проверки вузов было принято решение - поручить Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки провести в МЭСИ и в «Современной гуманитарной академии» во втором полугодии повторные проверки. Причем глубокому анализу должны быть подвергнуты не только главные офисы вузов, но и их многочисленные представительства по всей России. В Омской области, как показали дальнейшие проверки, они были открыты даже в сельских райцентрах.

собенно удивила прокуратуру деятельность на территории Омского региона Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Проверяющие так и не поняли, каким образом проходят обучение зачисленные в МЭСИ студенты из Омской области, получающие дипломы о высшем образовании. На первый взгляд столичный вуз имеет в Омске официальные представительства - в частности, в Сибирском профессионально-педагогическом колледже (СППК). При этом между МЭСИ и СППК нет никаких договорных документов об использовании площадей колледжа, его учебной и материальной базы. Без оформления в соответствии с требованиями закона здесь проводятся вступительные экзамены, консультации, ведутся личные дела омских студентов МЭСИ. Ясно одно - обучают этих студентов местные педагоги, заключившие договоры о возмездном оказании услуг с... дирекцией Сибирского профессионально-педагогического колледжа. Но при этом им выдавались сертификаты МЭСИ. На каком основании сертификаты московского вуза получают преподаватели, не состоящие со столичным университетом ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях? На этот вопрос проверяющие не получили ответа.

По аналогичной схеме было организовано, надо полагать, взаимовыгодное сотрудничество МЭСИ с негосударственным образовательным учреждением - Омским региональным институтом. Впрочем, несоответствие филиалов или представительств МЭСИ требованиям законодательства вряд ли смущало их организаторов, главной задачей которых, судя по всему, изначально было получение легкой прибыли от образовательной деятельности. Точнее сказать, псевдообразовательной, когда важнее всего обеспечить формальное ведение и хранение личных дел студентов, а по окончании вуза - выдать им дипломы государственного образца. Спрос рождает предложение, как известно. В погоне за легкой прибылью многие вузы готовы идти на поводу у абитуриентов, имеющих деньги. Возник спрос на юридическое образование, и специальность «юриспруденция» появилась не только в гуманитарных вузах Омска, но и в технических, а также во всевозможных филиалах столичных учреждений образования. Причем преподавание в них важных и серьезных дисциплин не всегда соответствует требованиям законодательства.

Этим грешат активно открывающиеся в последние годы негосударственные вузы и колледжи. Так, на кафедре уголовно-правовых дисциплин Сибирского института бизнеса и информационных технологий по неутвержденным рабочим программам читается целый ряд дисциплин - «Административное право», «Государственное и муниципальное управление», «Налоговое законодательство». В этом же учреждении высшего образования библиотека не обеспечена даже минимумом необходимых периодических изданий - бюллетенями нормативных актов министерств и ведомств РФ, вестниками Конституционного суда РФ, бюллетенями Министерства юстиции РФ. Кроме того, в нарушение лицензионных требований на кафедре нет ни одного преподавателя с ученой степенью.

А в Омском филиале Международного института экономики и права имелись кодексы только за 2005 год. И уже это обстоятельство делало невозможным качественный учебный процесс по важнейшим специальностям, включенным в план юридического факультета филиала. Как можно подготовить профессиональных юристов по устаревшим законам?!

Но не только будущих юристов готовят по устаревшим пособиям и не утвержденным в установленном порядке программам. При проверке такие программы были выявлены и в Омском филиале Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. Причем речь идет о программах для профильных специальностей этого университета. А в Омском филиале Российского государственного профессионально-педагогического университета, действующего, кстати, на базе все того же Сибирского профессионально-педагогического колледжа, списки литературы по ряду программ не обновлялись с 2001 года.

Однако рекорд «независимости» на ниве образования поставил Омский филиал негосударственного образовательного учреждения «Институт иностранных языков. г. Москва». Здесь долгое время велось обучение без лицензии на право заниматься такой деятельностью. Представление прокуратуры Центрального округа Омска ректору института, а также возбуждение административного производства в отношении директора Омского филиала института по статье 19. 20 КОАП РФ показали - вольница для представительств и филиалов столичных и других иногородних вузов закончилась. Все они, так же как и местные омские вузы, должны предоставлять своим студентам качественное образование, полностью соблюдая законодательство РФ. Или уйти по доброй воле с рынка образовательных услуг.

Нынче довольно часто приходится слышать о том, что абитуриенты, не пройдя по конкурсу в престижные вузы, дающие действительно хорошее профессиональное образование, вынужденно становятся студентами коммерческих вузов. Однако, чтобы не попасть впросак, стоит помнить: в соответствии со статьей 16 Закона РФ «Об образовании» абитуриенты, а также их родители (как законные представители несовершеннолетних абитуриентов) имеют полное право ознакомиться с уставом вуза или колледжа, лицензией на право образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, а также основными образовательными программами. Если в этом праве отказывают, лучше от такого учреждения профобразования держаться подальше. Видимо, не все в нем в порядке. А значит, есть риск получить диплом без образования.

Омск

Из судебной практики

Приговором Октябрьского районного суда Омска от 8 сентября 2006 года на четыре года лишения свободы осуждена Е.Маковенко.

Используя реквизиты негосударственного учреждения «Молодежная образовательная академия» и молодежной общественной организации «Молодежный добровольческий центр», она давала в СМИ объявления о приеме на обучение в Московский психолого-социальный институт и Международный независимый эколого-политологический университет. При этом Маковенко указывала себя проректором и руководителем омских филиалов этих вузов и обещала абитуриентам за плату обучить их и выдать дипломы государственного образца. На самом деле она не имела никаких официальных полномочий на обучение студентов в вышеназванных вузах, да и представителем их не являлась. Что, однако, не помешало ей за неполных три года получить от абитуриентов более 600 тысяч рублей. В настоящее время мошенница отбывает наказание в колонии-поселении.

В том же 2006 году приговором Куйбышевского районного суда Омска был осужден преподаватель Омского государственного университета путей сообщения Г.Ким. Ким был признан виновным в том, что, являясь доцентом кафедры «Теоретическая механика», систематически получал лично и через посредников взятки от студентов. За взятки он ставил им положительные оценки за экзамен по теоретической механике без его сдачи. Размер взятки составлял от 800 до 5000 рублей.