- Есть у меня мысль прекрасная! - мечтательно говорил он. - Скажем, приедут ко мне зарубежные коллеги, посидим мы с ними в кафе башкирской кухни, выпьем кумыс, послушаем курай. А потом я им скажу: «Коллеги, а не сходить ли нам с вами в чувашский или украинский дом?» Они удивятся: «А что, и такие есть у вас?»

Тогда эти слова казались необыкновенной сказкой. И вот прошло совсем немного времени, а в Уфе уже ежегодно проводятся фестивали народов России, открылись десятки новых национальных школ, в том числе 14 воскресных школ. Работает Дом дружбы народов. Правда, в соседнем Оренбурге каждому народу построили отдельный национальный дом с подворьем. Открылся там и башкирский дом.

Национальная воскресная школа - конечно, это еще не народный дом. Но, судя по всему, это удачное воплощение кузеевской идеи.

В воскресных школах ребята учатся пять, а то и десять лет. Причем именно в выходной день они изучают то самое главное, что человеку нужно в повседневной жизни. Конечно же, это родной язык, народная музыка и хореография, история. В нынешнем году сети муниципальных воскресных школ исполнилось 15 лет. И как обычно, первые торжества прошли в Чувашской воскресной школе имени Миронова.

Именно здесь трудился математик-методист, автор множества учебников, статский советник Павел Миронович Миронов.

В школе имеются музей и универсальная библиотека, методический кабинет.

Чувашская школа - первая ласточка, на ее методической базе созданы десятки школ, в том числе и чувашские (их в республике пять).

На юбилей школы собралось много народу. Они искренне порадовались увиденному. Ребята легко и привычно держатся на сцене, наизусть читают стихи, поют, исполняют искрометные народные танцы. За усердие в учебе и активное участие в общественной жизни 27 ребят получили премии и дипломы. Причем, как выяснилось, за период учебы у школьников накапливается немало таких наград. Самые именитые из ребят «прописываются» в энциклопедии учреждения.

- Образовательные программы, учебники, учебные пособия, словари, сценарии мы готовим на местном материале, - рассказывает директор Иван Григорьевич Тарасов. - С учительскими кадрами нелегко. Не каждый согласится работать по воскресеньям. А те, кто работает, - это настоящие энтузиасты. Учеба в воскресных школах не обязательна для детей, поэтому от учителей требуются особый профессионализм и творчество. Через каждые пять лет, а то и чаще учителя проходят аттестацию, посещают курсы, организуемые вузами. В нынешнем учебном году мы с учителями побывали во многих школах Чебоксар. Благодаря Министерству образования и молодежной политики Чувашии мы встретились с ведущими учеными и мастерами. Для нас это очень важно. В школе мы ставим спектакли. Постановку драмы по поэме «Нарспи» Иванова горожане однозначно оценили как крупное событие в культурной жизни.

Воскресная школа - это учреждение, в котором занимаются и дети, и родители. Дедушки и бабушки - наши «ходячие энциклопедии» по культуре народов России.

Недавно чувашская школа подписала договор о творческом сотрудничестве с Уфимским филиалом МГПУ имени Шолохова и Чебоксарским государственным педагогическим университетом имени Яковлева.

Чувашская школа имени Миронова - одна из десятков других школ. Башкирские, татарские, украинские, марийские и другие воскресные школы работают не менее активно и плодотворно. Так что вполне привычно звучит сегодня приглашение: «Давай-ка, брат, сходим в украинский дом!»

Андрей АЛЕКСЕЕВ, Уфа, Республика Башкортостан