Читая эти материалы, в том числе и материал «Люди - человеки», я с благодарностью и болью думала о людях этого поколения, которое справедливо названо поколением особой крепости и закалки.

Именно так: благодарность пополам с болью. И боль эта - не только от потерь тех лет, но и от нынешних потерь.

Больно бывает при мысли, что любого из наших защитников, которых в праздники чествуют, дарят цветы, может убить какой-нибудь юный отморозок. Сообщениями о таких страшных трагедиях сегодня никого не удивишь. Пятнадцатилетняя внучка из Новосибирска со своей компанией, не дрогнув, убила деда, директора школы, заслуженного учителя.

А этот случай шокировал всех в нашем крае: за неделю до Дня Победы в одном из районов был убит ветеран Великой Отечественной войны. И кем? Соседом-десятиклассником! Он якобы хотел занять сто рублей, а ветеран отказал. Обиженный отказом, безжалостный школьник хладнокровно убил старика, закрыл на замок и пошел гулять.

Это же надо! Человек прошел две войны, его миновали вражеские пули, а погиб в своем доме от безжалостной руки того, кто ему обязан жизнью!

Почему так много отморозков, готовых за сто рублей, за пачку сигарет, а то и просто так убить человека?

Мне недавно подруга рассказала про одного нашего общего знакомого, ветерана, который совсем мальчишкой убежал на фронт. Воевал до самой победы, не раз смерти смотрел в глаза, но, к счастью, вернулся домой живым. А к счастью ли? Сегодня он, ложась спать, прячет вблизи топор: ненароком ворвутся родные внуки и будут требовать денег на наркотики...

Зачем я обо всем этом пишу? Да потому что сердце разрывается, когда слышишь о таких случаях, а они, повторяю, нередки.

Значит, мы что-то делаем не так! Все мы, педагоги, родители, власти...

Оглядываясь на свой педагогический путь, с огромным сожалением думаю: сколько же за это время написано ненужных бумаг, сколько времени потрачено на разные заседания, сколько сил отняли всевозможные проверки, сколько проведено ненужных мероприятий! И все это делалось и делается по указанию свыше. Говорят, сейчас мы отошли от формализма в работе. Отошли ли? Компьютеризация, инновации, эксперименты - все это хорошо. Ну а на живое общение с ребятами времени-то по-прежнему не хватает.

Ульяна БЛЕДНОВА, учитель, Барнаул