Теперь все взрослые хватаются за голову. Всего этого могло не произойти, если бы...

Что это за «если бы»? Ответ прост. Ничего не произошло бы только в том случае, если бы подросток находился под присмотром все 24 часа в сутки. Возможно ли это?

Сегодня общение учителя с учеником сведено до минимума из-за постоянной работы за компьютером. Это раньше учитель был среди учеников, а теперь главное для учителя - быть хорошим секретарем-машинисткой. Оценки за урок не только в журнал выставь и в дневники, а еще и в компьютер занеси. Доклад срочно приготовь, анкеты составь, заполни их и обработай, таблицы, мониторинги, графики построй, сценарий разработай, отчеты сделай, характеристики напечатай, программу усовершенствуй, инновации внедри, а промежуточных бумаг сколько надо обработать для разных служб сопровождения, которые имеются в школе... При этом параллельно ведется работа по оформлению обязательной документации классного руководителя. И надо же! От внедрения компьютерных технологий она только стала еще объемней и мудреней.

Если же вам повезло с участием в конкурсе лучших учителей, то будьте добры за

3 года всю работу предоставьте, да в цвете, да в эксклюзивном виде, да с шиком с блеском, чтобы комиссию не дела ваши покорили, а яркая цветовая гамма бумаг. Смотришь, а следом уже твоя аттестация подоспела. Тут опять кипу бумаг готовь, да по всем формулярным правилам, ведь за пять лет отчитаться надо. Когда же учителю с учениками заниматься? Отчитал урок - и бегом за компьютер. Барабанит по клавишам, ведь очередная бумажка важнее любого часа общения с учеником.

Может, я и не права, но школа перестает быть ребенку вторым домом. Современная школа - это, скорее всего, научно-экспериментальный центр или информационный штаб для проверяющих.

Теперь все сложней и сложней проводить с учениками коллективные дела, массовые мероприятия. И дети поняли, что если «подсел» за компьютер, то друзья уже не нужны.

Настало время и о родителях поговорить. Родителей тоже понять можно. Все хотят не только вкусно поесть, но и красиво одеться, и квартиру в современном виде содержать, и машину престижной марки иметь. Значит, надо работать до седьмого пота. Хочу заметить, что никогда не было модным начальнику интересоваться семейными проблемами своих подчиненных. Работодателю давай только работу. Кому не нравится работать много и долго, увольняйся! Убеждена, нужны особые программы поддержания семьи, чтобы родители были не рабами работы, а созидателями счастливой жизни на работе, в быту, в семье.

Контроль, воспитание, поучения, наставления - это нелегкий труд.

Если мы все хотим, чтобы дети наши стали смыслом жизни для семьи, для школы, для страны, мы заменим бумаготворчество на человекотворчество, ненормированный рабочий день на нормированный. Составим такую программу, где все 24 часа в сутки ребенок будет в поле нашего общего внимания, и тогда мы не будем причитать в горькие минуты: «Ах, если бы...»

Диана СКЛАДАННАЯ, учитель изо и черчения школы №3, пос. Ханымей, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ