Узелки на память

- Ирина Леонидовна, в чем особенность вашего словаря?

- Раньше считалось, что русское ударение не подчинено никаким законам, что оно не соизмеряется ни с какими правилами. Тогда прямо писали, что ударение в нашем языке пребывает в полном хаосе, поэтому так трудно освоить ударения носителям языка, а уж иностранцам тем более. Потом появились определенные исследования, они были отражены в академической «Грамматике русского языка», которая была издана в 1980 году. Это последнее достижение специалистов по грамматике. В «Грамматике» были выявлены некоторые правила, которым русское ударение все-таки подчиняется. Вся серия «Словари XXI века» подчиняется сверхидее: продемонстрировать пользователю системность языка. Так вот упомянутые правила представлены в приложении к моему «Словарю ударений русского языка», не я их изобрела, но я их дополнила, постаралась объяснить настолько просто, чтобы это было доступно и учащимся, и преподавателям.

- В чем новизна словаря?

- Я постаралась дать читателю некоторые подпорки, привязать трудные с точки зрения постановки ударения слова к легким, в которых ударение ошибочно не делается никогда. Например, что такое апокалипсис? Я специально даю перевод: это откровение. И в том, и в другом случае ударение падает на третий слог. Если вы это запомните, потом никогда не ошибетесь. Такие привязки я называю «узелками на память». К сожалению, не везде их удается подобрать. Русский язык - невероятно сложная стихия.

Кроме того, я показала, в чем причины колебаний в ударениях. К примеру, кОллапс и коллАпс. Это слово заимствовано из немецкого языка, который допускает оба варианта ударения. К нам оно перешло с таким же колебанием. Однако в русском языке существует следующая тенденция: двусложные слова мужского рода, как правило, перетягивают ударение на последний слог, что закрепляется в истории языка. Поэтому по-русски правильно коллАпс. Как это запомнить? Коллапс означает обвал, падение. Ударение в этих словах падает на второй слог, я это выделяю в качестве «узелка на память», для которого, кстати, в словаре придуман специальный значок.

Какие действенные ресурсы еще существуют для запоминания правильной нормы? Конечно, это русская поэзия. Ритм поэтической речи всегда заставляет вас правильно ставить ударения, вы хотите поставить его неверно, но ритм стиха не позволит этого сделать. Например, когда просишь образовать прилагательное от слова «Бирма», чаще всего говорят бИрманский, в то время как норма бирмАнский. Здесь на помощь приходит Николай Гумилев: «Но будет белая заря/Пылать слепительнее вдвое,/Чем у бирманского царя/Костры из мирры и алоэ». Поэтические произведения - лакмусовая бумажка нормы.

- В вашем словаре норма - первый случай, но вы допускаете твОрог и творОг или кулинАрия и кулинарИя. Как определяется, что можно, а чего нельзя?

- К материалу я подходила не авторитарно, опиралась на существующие лингвистические исследования, авторитетные словари русского языка, исследования по акцентологии. На этом основании и вырабатывались рекомендации читателям.

- Есть еще проблема неправильной постановки ударения в словах иностранного происхождения. Например, есть слово «гЕнезис», у нас чаще всего произносят «генЕзис».

- Ваша рекомендация верна. Я объясню, почему у нас часто произносят «генЕзис». Давайте употребим это слово в творительном падеже: генезисом. Выходит неудобопроизносимая вещь: получается три безударных слога подряд. Человеку их произносить неудобно, это связано с особенностями дыхания. Ударение переставляется, чтобы упростить произношение. Норма - не матрица, от которой невозможно отступление.

Ударения: либерализм или жесткость?

- Каковы современные тенденции в области ударений русского языка?

- Наблюдается тенденция к большей либерализации ударений. Наверное, это связано с общей либерализацией нашей жизни.

- А вы не думаете, что это может привести к коррозии языка?

- Вы правы, поэтому перед исследователями, кодификаторами нормы, составителями словарей, авторами грамматик возникает проблема, как сдержать процесс этой самой коррозии. С орфографическими нормами проще, они жесткие, там нет вариантов. Их нужно знать - и все.

- Язык - серьезный индикатор, он показывает, с кем ты разговариваешь. Человек, говорящий «звОнит», себя определенным образом характеризует. Все-таки стоило бы установить более жесткое отношение к ударениям. Одна учительница нашла хороший ход для разрешения трудности с родом слов «шампунь» и «мозоль». Она объяснила, что все приятные вещи - мужского рода, а неприятные - женского. Поэтому шампунь мужского рода, а мозоль - женского.

- Замечательно, надо взять это на вооружение. Я с вами согласна по поводу более жесткого отношения к ударениям, но все же существует тенденция к послаблению. Я считаю, что имеет смысл по образцу Орфографической комиссии РАН создать Орфоэпическую комиссию, которая устанавливала бы правильные ударения. Золотую середину найти не удастся, необходим ареопаг авторитетных людей, которые скажут, как надо ставить ударения, и хорошо бы, если бы объяснили почему.

- Разболтанность устной речи - это национальная проблема или подобное можно наблюдать в других языках?

- Насколько я знаю, в итальянском языке царит еще большая разболтанность, чем у нас. Там носители языка не знают собственную грамматику, произношение ужасное. В английском такого нет. В немецком языке много диалектов, к которым свое отношение. Там диалектная речь приветствуется, диалекты берегут, их изучают в школе, поскольку это культурное достояние. У нас был прямо противоположный подход: диалекты считались вредными, их исключили из школьных программ. А ведь в диалектах сохраняются крайне интересные явления с точки зрения грамматики. Например, плюсквамперфект, который есть только в западноевропейских языках, существовал в древнерусском, потом - в диалектах, теперь все выравнивается. Все смотрят телевизор, слушают радио и подстраиваются под звучащую речь, диалекты умирают.

Сегодня очень сильно сказывается влияние английского языка даже на уровне интонаций, которые появились в речи молодежи. Ухудшение здесь налицо. В школе засилье орфографии, стремление только к правильной письменной речи, правильно говорить в школе не учат.

- Правильная речь может войти в моду?

- Сейчас открыто широкое поле возможностей. Должны активно поработать средства массовой информации, они должны внедрить в сознание молодых людей, что разговаривать грамотно, внятно, без ошибок в произношении модно. Нужно создавать общественные идеалы. Модно не курить и заниматься фитнесом, но так же модно и пользоваться словарями русского языка. Во Франции любой человек без высшего образования, когда его что-то заинтересовало, всегда обратится к словарю, там сформирована культура пользования словарями. Нам к этому нужно стремиться, и роль школы в этом деле чрезвычайно высока.

В древнерусском языке слово «язык» имело значение «народ». Если вы бережете свой язык, вы участвуете в сбережении народа. Об этом надо думать.