Надежда ЕРЕМЕНКО, учитель 1-го «Б» класса школы №84, Волгоград:

- Я в школе работаю много лет, и вроде бы удивить меня трудно. Однако и удивляюсь, и радуюсь, и огорчаюсь снова и снова. Вот передо мной вновь набранный класс - 18 малышей, таких разных, таких еще наивных. Порадовало, что есть детишки, очень хорошо подготовленные - читающие, считающие, а главное, думающие, коммуникабельные, открытые. Попросила ребят назвать предложение из одного слова. Обычно этот вопрос вызывает большие затруднения. И вдруг слышу абсолютно верные ответы: «Вечереет», «Морозит». Ну молодцы! Еще несколько лет назад дети не приходили с таким уровнем подготовки...

Немножко тревожит, что в классе на этот раз немало деток, для которых русский язык не является родным. Тут мне придется крутиться, призвав на помощь весь свой опыт. Думаю, сегодня, когда растет миграция, необходимо задуматься над созданием условий для предшкольной подготовки таких детей.

Наталья АЛЕКСЕЕВА, мама Валеры, ученика 1-го «А» класса школы №302, Санкт-Петербург:

- Мой сын, который до школы не посещал детский сад, уже на третий день занятий стал более дисциплинированным, начал понимать, что от него требуется на уроках. Почувствовал вкус к переменкам и подружился с соседкой по парте. Если первые два дня он постоянно спрашивал у учительницы, когда можно уходить домой, то в последующие дни об этом даже не вспоминал. Более того, как он сам признался, в школе ему стало интересно.

Маша БИРТ, ученица 1-го класса школы №162, Новосибирск:

- Мне ВСЕ нравится в школе, потому что здесь у-ди-ви-тельно! У нас очень добрая, замечательная учительница Елена Юрьевна Шанаева, она отлично нас всех рассадила, чтобы мы знакомились. Мы сидим за столами кружком, по шесть человек. Так легче запомнить весь класс. Сначала у нас была математика, потом родная речь. Я так много узнала нового, интересного, и хочу еще больше узнать! Учительница все понятно объясняет, если надо, повторяет, у нее можно про все-все спросить. Еще у меня есть подружка Ксюша, мы вместе ходили в подготовительный класс и теперь вместе ходим в школу. А теперь у нас будет физкультура, это тоже удивительный урок. Сейчас тепло, мы выходим на улицу, бегаем, прыгаем, поем и разговариваем. В субботу у нас уроков нет, буду дома рассказывать про школу. А в понедельник снова приду в класс, хочу дальше все узнавать!

Маргарита САРУХАНЯН, учитель начальных классов школы №539, Москва:

- В этом году я впервые пришла работать в школу, и мне дали первый класс: 13 мальчиков и 3 девочки. Во время учебы в институте нас предупреждали, что самое сложное - работать с первоклашками. Дети маленькие, умеют считать и читать, но психологически им трудно. Они не могут высидеть 40 минут урока. Поэтому первый месяц их надо больше не учить, а дисциплинировать, воспитывать, знакомить со школьными правилами. Все мои ученики разные, но многое их объединяет. Малышей легко увлечь чем-нибудь. Я устраиваю на уроке игровые паузы, ребята очень любят физкультминутки. Тяжелее приходится с родителями. Они не всегда понимают, что у школьника должен быть режим. Дети поздно ложатся, а потом засыпают на уроках. Мамы и папы учеников знают, что я работаю первый год, но все равно приходят и советуются. В работе мне очень помогают завуч и учителя начальных классов, например, в оформлении документации, планировании и ведении журналов. У меня есть наставник Людмила Владимировна, учитель начальных классов с 30-летним стажем. Это очень важно, когда есть к кому обратиться за советом и помощью. Мои самые смелые надежды оправдались. В моем классе самые лучшие ребята. 1 сентября мне подарили очень много цветов: три дня носила домой. Теперь в школе и в квартире оранжереи.

Марина ВАСИНА, мама первоклассника гимназии №2, Нижний Новгород:

- Да, вроде оправдала. Готовились к празднику, и он получился. Учительница нравится нам своим опытом, заинтересованностью, а сыну - добротой. Школа встретила нас хорошим внешним видом, чистотой, класс после ремонта тоже выглядит отлично. Радует, что школьная мебель подобрана по росту. К тому же учительница учла нашу просьбу и посадила ребенка на первую парту - сын не очень хорошо видит издалека.