Спасательный круг

Штрих 1. Образование и выживание государства

25 веков назад Платон утверждал, что «государство (город), которое не заботится о воспитании юношества, обречено на гибель». Недавно наша страна получила блестящее подтверждение этого. С отстранением Никиты Сергеевича Хрущева в 1964 году начали сокращать расходы на образование, в три приема их сократили с 10-12 до 3 процентов бюджета, и в 1991 году (всего через 27 лет!) СССР не стало... Ситуация может повториться с Россией, Украиной, с другими странами СНГ, если не учесть, что передовые страны тратят на образование 15-20 процентов бюджета. Законы природы не только выше всяческих амбиций, они превыше всего. Прав был Фрэнсис Бэкон, утверждая, что «побеждать природу можно, только подчиняясь ее законам».

Штрих 2. Качество образования и цель

Как известно, качество - это «степень реализации заданного свойства», и это свойство должно быть отражено в цели. Сравнительный анализ множества формулировок цели образования, существовавших в разное время и в разных странах, показал, что эта черта лучше всего была учтена в Средние века (формирование homo sapiens) и у Аристотеля (назначение человека - разумная деятельность). Последняя формулировка цели представляется нам вполне пригодной и для современных условий. Существующая весьма неопределенная формулировка цели (формирование человека, разносторонне развитого) не позволяет провести оценку ее достижения.

Штрих 3. Система основных понятий по Лобачевскому

Знаменитый математик, ректор Казанского университета и великолепный методолог Николай Иванович Лобачевский сформулировал требование минимизации системы основных понятий любых наук. Отсутствие такой системы приводит не только к появлению информационных шумов, но и к пренебрежению закономерностями - к появлению ложных путей и множества ошибок.

Для педагогики эта система должна содержать 12 понятий - признаков образованной (по Яну Амосу Коменскому - развитой, воспитанной, обладающей системой знаний) личности, необходимых для принятия правильных решений на всех четырех этапах циклов деятельности - мотивационном, информационном, алгоритмическом и творческом.

Общепринято, что признаки развития личности, последовательно доминирующие на этих этапах, - эмоции, речь, воля, мышление (обозначим Э, Р, В, М).

По мнению группы зеленодольских психологов и нашему, признаки воспитанности, выступающие в качестве регуляторов этих свойств психики, - это доброта, культура общения, трудолюбие, нравственность (обозначим Д, КО, Тл, Нр).

Наконец, составляющие обучения, позволяющие развивать и воспитывать, - это упражнения по сохранению мотивации, совершенствованию репродукции и умений, по формированию системы знаний (обозначим СМ, Рп, У, СЗ).

Тогда получим тройное соответствие - основных понятий педагогики, признаков образованной личности и образовательных задач, решаемых при достижении цели, обозначенной выше (штрих 2).

Штрих 4. Исправление ошибок устранением ложных путей

В системе образования допущены сотни ошибок. Для исправления их не хватит жизни целого поколения. Но положение только кажется безнадежным. Надо опираться на закономерность Фрэнсиса Бэкона: «Усилия на ложном пути множат заблуждения» - и устранять ложные пути, количество которых гораздо меньше.

Опустив рассуждения, назову лишь некоторые из ложных путей:

- селективный подход в организации школ и классов (см. исследования ЮНЕСКО, опубликованные в 2003 году);

- проявления частного бизнеса и псевдоэкономизма, при которых пренебрегают психолого-дидактическими закономерностями;

- мониторинг как средство усиления бумаготворчества;

- бесконтрольные инновации, ведущие в 90 процентах случаев к снижению качества образования;

- неправильное понимание управленческой обратной связи.

Штрих 5. Кольцеобразный характер управленческой обратной связи

Аристотель утверждал, что «разумный гоняется не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей». Здесь еще нет термина «обратная связь», но уже очерчен ее смысл.

По американским и питерским данным, управленческие ошибки всех уровней (министерства, региональные и муниципальные управления, школы, классы, учителя) составляют 85 процентов общего количества ошибок. Поэтому современное представление о кольцевом характере обратной связи, сформулированное американским исследователем Д.Хейсом и конкретизированное нами для условий нашей системы образования, является одним из важнейших. Обратная связь не сводится только к контролю состояния системы и полученных результатов, в каждом конкретном случае она включает в себя:

- диагностическое выделение первоочередных задач;

- учет действующих закономерностей;

- использование технологий, необходимых для решения первоочередных задач.

Пренебрежение любой из этих составляющих приводит к управленческим ошибкам и к распылению сил коллективов.

Штрих 6. Коннексионистские поиски

Термин «коннексионизм» начал применять как методологический термин известный психолог Эдвард Торндайк. Когда мы оценили связь десятков признаков с качеством обучения, то обнаружили, что сравнение корреляций позволяет выделять первоочередные задачи.

Для большинства классных коллективов требовалось совершенствование общеучебных умений. В этом не было ничего неожиданного: еще Аристотель указывал, что «развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Однако ежегодно перечень первоочередных задач обновлялся наполовину. Учебные умения вытеснялись при этом признаками воспитанности. В этом можно было видеть подтверждение мысли Сенеки, что «мудрость без нравов усваивается плохо».

Штрих 7. Оценка инноваций

Увы, более 90 процентов инноваций сопровождаются снижением качества образования. Вместе с Татьяной Евгеньевной Платоновой в Зеленодольске мы стали применять для их оценки сравнение графиков-разверток качества обучения за последние два года. В 1997 году, когда было введено селективное комплектование 8-11-х классов, этот метод позволил обнаружить отрицательное влияние селекции на качество обучения, а в 1998 году позволил дать высокую оценку применению некоторых технологий - ЗПВ, «спасательный круг».

Штрих 8. Оценка работы классных руководителей

В одном из своих интервью «Учительской газете» бывший министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов говорил, что важно не столько качество обучения, сколько его изменение. Вместе с Антониной Ивановной Рыжковой мы стали применять оценку классных коллективов по годовой сохранности качества обучения - сначала в школах Йошкар-Олы, потом и в других регионах. Вскоре нами была разработана и предложена таблица для применения этого критерия.

Штрих 9. Ложные критерии и ложные пути

Если критерий имеет разнородные составляющие, то его нельзя применять. Так, например, повсеместно применяемый критерий для оценки достигнутого значения качества обучения К состоит из суммы его начального значения Ко и изменения качества DК. Первая составляющая отражает использование селекции при комплектовании коллектива учеников, а вторая - результат работы педагогов. Обычно первая составляющая больше второй, и при таких условиях широко применяемый критерий качества обучения становится фактически критерием для оценки селекции и создает почву для очковтирательства, для давления на неугодных работников и даже для откровенного мошенничества. Да-да, наша школа становится все более селективной, а исследования ЮНЕСКО показали ложность этого пути.

В ряде случаев ложность критериев связана с их разной жесткостью. Так, для оценки скорости чтения после начального обучения разные исследователи предлагают значения 150, 120, 90 и даже 60 слов в минуту. Известный немецкий психолог К.Хекхаузен считал, что слишком низкие значения создают «иллюзию благополучия». И это так приятно, не правда ли?.. Между тем есть возможность для обоснования объективных значений и введения шкалы для дифференцированной оценки состояния общеучебных умений. Более того, такая шкала уже разработана в экспериментально-технической площадке «Преемственность».

Штрих 10. Необходимость школьных диагностических лабораторий

Уже есть критерии не только для оценки качества обучения, но и для оценки признаков развития и воспитанности. Однако освоение педагогической диагностики за 50 лет после выхода книги Карлхайнца Ингенкампа не сдвинулось с нулевой отметки. Нужны муниципальные и школьные диагностические лаборатории, и если их нет, значит, они кому-то мешают...

Нужна подготовка диагностов-технологов для этих лабораторий. Есть опыт такой подготовки, есть программы и учебные пособия. Но и эта проблема не находит понимания значительной части управленцев муниципального и регионального уровней. Уже нужна правовая защита и для тех профессионалов, кто получает благодаря диагностике хорошие результаты работы, подчас для учителей высшей категории и для руководителей школ.

Всеволод ЗАЙЦЕВ, научный руководитель экспериментально-технологической площадки «Преемственность»