В выступлении на открытии расширенного межшкольного методического центра директор РКЦ Марина Вайндорф-Сысоева подчеркнула важность сотрудничества, позволяющего полноценно продолжать работу в 24 ММЦ региона и после окончания грантового проекта: «Мы должны создавать программы, опираясь на опыт разных образовательных учреждений Московской области, чтобы преподаватели хотели повышать свою квалификацию, чтобы им было интересно и полезно учиться».

В ходе открытия РММЦ состоялись телемост с Московским государственным областным университетом, презентации программного комплекса «КМ-школа», открытый семинар «Научно-методическое сопровождение применения ИКТ в муниципальной системе повышения квалификации».

Основными направлениями деятельности РММЦ заявлены повышение квалификации педагогических и руководящих работников в сфере ИКТ, разработка индивидуальных образовательных программ повышения ИКТ-компетенции, проведение дистанционного обучения педагогов района, разработка накопительной системы повышения квалификации на муниципальном уровне; создание гибкой модели муниципальной методической службы, отвечающей требованиям современного образования; формирование открытого информационного пространства муниципальной образовательной системы.

Успех таких программ, как функционирование сети ММЦ, основывается на консолидации различных организаций, партнерстве представителей государственной власти, работников образования, некоммерческих структур, бизнеса. Основными партнерами РММЦ Одинцовского района стали Международный банк реконструкции и развития, который осуществляет финансирование проекта ИСО; Национальный фонд подготовки кадров, осуществляющий интеллектуальную поддержку программ; Министерство образования Московской области, определяющее стратегию развития образовательных учреждений области и муниципального образования; Региональный координационный центр, создающий организационно-методические условия для реализации проекта; администрация Одинцовского муниципального района, поддерживающая деятельность РММЦ.

В определении структуры, содержания, ресурсного обеспечения, управления процессом информатизации в муниципальной образовательной системе основной акцент сделан на создание сетевой организации РКЦ - РММЦ - общеобразовательные учреждения, на базе которых происходит формирование IT-компетентности педагога. Основные направления деятельности общеобразовательных учреждений обозначены в Соглашении о намерениях по реализации проекта по информатизации системы образования. В сеть включены социальные партнеры, участвующие в создании ресурсной базы РММЦ и общеобразовательных учреждений.

Сейчас в межшкольном методическом центре собран профессиональный коллектив, создана замечательная материально-техническая база.

РММЦ ведется большая работа по созданию единой информационно-образовательной среды, в которую вовлекаются все педагоги общеобразовательных учреждений района. Результатом этой деятельности стал возросший уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности учителей (IT-компетентности): умений использовать средства информатизации на уроках и во внеурочное время, проектировать цифровые образовательные ресурсы, готовить публикации в сети «Интернет», участвовать в конкурсах педагогических инициатив IT-направленности, пользоваться интернет-ресурсами.

Совершенствование информатизации образовательного процесса требует непрерывного формирования IT-компетентности учителя. В практике образовательной системы Одинцовского муниципального района эта проблема решается путем научно-методического сопровождения профессионального роста педагога как инновационного процесса, осуществляемого в сети: Региональный координационный центр - Расширенный межшкольный методический центр - общеобразовательные учреждения района. Научно-методическое сопровождение рассматривается нами как некая образовательная сфера, в которой созданы условия для получения информации, ее анализа и применения в практической деятельности с последующей рефлексией участников образовательного процесса. С другой стороны, это процесс управления образовательной сферой - сетью общеобразовательных учреждений, реализующих проект информатизации образования и создания сетевой информационно-методической среды системы РКЦ - ММЦ.

В 2006-2007 учебном году в районе обучено навыкам использования информационных технологий 456 учителей. Планируется же сформировать устойчивые навыки владения информационными технологиями у учителей-предметников общеобразовательных школ, подготовить тьюторов для дистанционного обучения педагогов района (на 30 педагогов - 1 тьютор), создать в каждом общеобразовательном учреждении команду тьюторов для методической и информационной поддержки индивидуальных образовательных программ педагогов.

Центром разработаны учебные программы-модули для руководителей общеобразовательных учреждений («Педагогическое проектирование как инновационный способ управления школой», «Экспертиза инновационной деятельности в образовании», «Проектирование образовательной программы педагога»), содержание которых находится в электронном виде для использования в дистанционной форме обучения.

Научно-методическое сопровождение формирования IT-компетентности педагога предполагает использование разнообразных интерактивных методов работы в процессе курсовой подготовки и практической деятельности педагогов: конференции, конкурсы, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки, организуемые в том числе в виртуальном формате.

Мы говорим об эффективности применения информационных технологий в сочетании с педагогическими технологиями, библиотеки центра, сайтов учителей-предметников, электронных учебников по содержанию учебных программ-модулей - информационных ресурсов для дистанционного обучения педагогов.

РММЦ ведется работа по созданию муниципальной коллекции цифровых образовательных ресурсов: презентации к урокам, обучающие и тестирующие программы, методические комплекты сложной структуры. Выявлять проблемы, определять дополнительные ресурсы позволяет мониторинг формирования IT-компетентности педагога.

Важным информационно-технологическим ресурсом стала виртуальная образовательная среда, используемая в деятельности школьных, окружных обществ муниципального научного общества обучающихся «Луч». Участие в конкурсах и конференциях сопровождается авторскими электронными продуктами (презентацией, буклетом на бумажном носителе), работой в видеоформате, что стимулирует создание внешних связей, партнерских отношений. Развивается издательская деятельность, формируется муниципальное хранилище информационных ресурсов «Луча». Учитель информатики лицея №2, победитель нацпроекта 2006 года Галина Сержантова так оценивает эту работу: «Особо хочется сказать о развитии научно-практической и исследовательской деятельности школьников. Работы учеников имеют практическое применение. Но самый главный результат - это то, что ученики получают неоценимые навыки в самообучении, саморазвитии».

Много внимания уделяется и творческим конкурсам обучающихся. Большой интерес и отклик вызвали конкурсы компьютерной графики «Люблю тебя, мой славный город!», «О подвигах, о доблести, о славе», конкурсы компьютерных презентаций «Мир моих увлечений» и «Одинцовский экополис: каким его вижу я», конкурс по информационным технологиям «С компьютером в будущее», конкурс материалов для образования (цифровых образовательных ресурсов) обучающихся.

Результатами совместной деятельности РКЦ - РММЦ в рамках проекта «Расширенный межшкольный методический центр в системе РКЦ - ММЦ» в течение года стали: 5 публикаций сотрудников РММЦ в сборники РКЦ; 9 образовательных событий в видеоформате; 15 семинаров-практикумов на базе общеобразовательных учреждений; активное и результативное участие педагогов в 8 «круглых столах», в 5 интернет-конференциях и образовательных форумах, в 12 детских и профессиональных конкурсах и смотрах; 26 курсов повышения квалификации педагогических и руководящих работников по программам НФПК и обучающих семинаров.

3 сентября 2008 года, в канун юбилея Одинцова и нового учебного года, Управлением образования администрации района, центром повышения квалификации «Развитие образования» при научном сопровождении Педагогической академии последипломного образования Московской области подготовлен и издан учебно-методический комплект «Одинцовская земля - мой край родной». В комплект входит электронный диск с материалами для элективного курса, который преподаватель может использовать в работе.

Широкое распространение и поддержку в РММЦ находят конкурсы педагогических инициатив. Это конкурс «Педагогическая находка (Я делаю это так)» (1 финалист, 9 полуфиналистов областного конкурса), авторские семинары победителей конкурсного отбора в рамках нацпроекта, конкурс методических материалов (цифровых образовательных ресурсов) учителей и обучающихся (более 120 работ), конкурс «Лучший сайт образовательного учреждения» (2 финалиста, 8 полуфиналистов областного конкурса).

В РММЦ разработаны и успешно внедряются в муниципальную образовательную систему инновационные проекты: «Научно-методическое сопровождение профессионального становления педагога на муниципальном уровне», «Бренд как средство формирования имиджа образовательного учреждения», «Лицейский интернет-град», «Эколого-валеологическое образование в условиях сельской школы», проект информатизации школы, сайт образовательного учреждения, «Школьное издание: гласность, открытость, обратная связь», «Муниципальное научное общество обучающихся «Луч» - системообразующий компонент сетевой организации профильного обучения в муниципальной образовательной системе».

В перспективе совместная деятельность РКЦ и РММЦ позволит сформировать муниципальное хранилище (банк данных) цифровых образовательных ресурсов, разработать электронные учебники в системе дополнительного профессионального образования, создать гибкую накопительную систему повышения квалификации на муниципальном уровне, трансформировать РММЦ в центр ресурсного обеспечения инновационного развития муниципальной образовательной системы на основе инвестиционной привлекательности.

Главой Одинцовского муниципального района Александром Гладышевым и администрацией уделяется особое внимание развитию материально-технической базы сети. Из бюджета до марта 2008 года выделены и освоены средства на ремонт помещений центра повышения квалификации «Развитие образования», установку локальной сети и подключение к Интернету, установку пожарной сигнализации, приобретение интерактивной доски SMART. Выделены средства также на курсы повышения квалификации по программе «Начинающий пользователь IBM» для учителей-предметников.

Для реализации Районной целевой программы, подпрограммы «Одинцовский центр повышения квалификации «Развитие образования» - региональная площадка по созданию модели межшкольного методического центра» в текущем году приобретаются мебель, оргтехника, а в 2009-м будет материально обеспечено создание муниципальной медиатеки информационных ресурсов.

Марина ГОГЛОВА, директор расширенного межшкольного методического центра №8, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы РФ, Одинцовский район