Для того чтобы деятельность методической службы по осуществлению курсовой подготовки была действительно эффективной, необходимо иметь надежную систему получения информации о потребностях педагогического рынка труда. Именно с этой целью в системе повышения квалификации работников образования проводится мониторинг качества учебно-образовательного процесса, позволяющий ответить на вопрос, насколько содержание, методы и формы повышения квалификации соответствуют требованиям сегодняшнего дня, общим целям системы непрерывного образования, запросам слушателей.

Непрерывное профессионально-педагогическое образование можно представить совокупностью дифференциации с акцентом на индивидуализированное образование, личностно-ориентированным подходом и стимулированием активной позиции обучающегося.

Уже сейчас любому творчески работающему учителю, стремящемуся к саморазвитию, в рамках курсов повышения квалификации можно предложить не только традиционное «описание передового педагогического опыта», но включить этого педагога-профессионала как равноправного субъекта в процесс исследовательской, проектной, творческой деятельности, предоставляя ему возможность для организации авторской педагогической мастерской или мастер-класса. В данном случае форма занятия соответствует его содержанию, то есть «принципы и технологии личностно-ориентированного обучения объясняются в процессе повышения квалификации, который организован в соответствии с этими принципами». В основе таких форм занятий лежит деятельностный подход, цель которого - создать условия для самосовершенствования учителя с учетом его педагогических интересов, опыта, уровня профессиональной компетенции.

Не следует забывать и об особенностях учебно-образовательного процесса в системе повышения квалификации работников образования. К ним следует отнести кратковременность пребывания слушателей, их разновозрастной состав, гибкость программ обучения, мобильность преподавателей и их нацеленность на адресную информацию. Это обеспечивается предварительным изучением потребностей слушателей посредством различных анкет.

ММЦ активно взаимодействует с образовательными учреждениями. Выстраивая отношения с высшими школами, музеями и выставочными залами и служа мостиком между ними и школами, и даже детскими садами, у методической службы весьма хорошо получается организовать курсовую подготовку. Это и повышение квалификации вне города (курсы АПК и ПРНО, АПО МО, интернет-образования, Социальной академии), и повышение квалификации на муниципальном уровне (годичные и краткосрочные курсы, мастер-классы, семинары, единый методический день, конкурсы, конференции учителей-предметников), и собственно повышение квалификации внутри образовательного учреждения.

Тематика курсовой подготовки определяется путем анализа анкет образовательных учреждений и ведущими направлениями модернизации образования (ЕГЭ, предпрофильная и профильная подготовка).

Наличие программы «Кадровый потенциал» позволяет фиксировать динамику прохождения курсов.

Неотъемлемой частью повышения квалификации является самообразование работников образовательных учреждений. Для этого в ММЦ созданы хорошие условия. В структуре центра работает «Библиотека делового педагогического чтения», где оформлена постоянно действующая выставка «Федеральный перечень учебников. Каков он?». Кроме того, методический центр на протяжении нескольких лет сотрудничает с издательствами, и их представители регулярно встречаются с педагогами.

В методическом центре создана система информационно-методической поддержки внедрения нового содержания образования. Мы предлагаем современные методики преподавания школьных предметов, программы курсов, тематическое планирование, методические рекомендации, побуждающие педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности, поиску и нахождению в своей профессии оптимальных и интересных решений.

В 2008-2009 учебном году в качестве работы муниципальной системы повышения квалификации определены:

- реализация нацпроекта;

- содействие созданию единого воспитательно-образовательного пространства, активное распространение инновационной образовательной деятельности, изучение и поддержка инновационной деятельности каждого педагога;

- обеспечение в условиях деятельности методического центра возможностей для личностного и профессионального самосовершенствования каждого педагога за счет разработки и реализации специализированных программ развития и саморазвития;

- изучение, анализ и оценка результативности учебно-воспитательной и методической работы в учреждениях образования по предметам федерального компонента;

- разработка предложений по совершенствованию качества образования и результативности, научно-методическое обеспечение проведения мероприятий, связанных с повышением квалификации педагогических и управленческих кадров с целью введения профильного обучения на старшей ступени общего образования;

- совершенствование процедуры мониторинга; анализ состояния учебно-материальной базы предметных кабинетов и их роль в совершенствовании учебно-воспитательной деятельности;

- диагностика профессиональных потребностей педагогических и руководящих кадров;

- изучение и обобщение педагогического опыта работников образовательных учреждений, создание банка педагогической информации и методических находок;

- проведение семинаров, педагогических чтений, конкурсов.

Павел СИГАЛ, Валерия ТРОФИМОВА, руководитель методического центра, Коломна