Статфакт

Клинская система образования представлена 108 учреждениями. Из 41 учреждения общего образования 21 расположено в сельской местности, 3 гимназии, 1 школа с углубленным изучением отдельных предметов, 26 средних общеобразовательных школ, 2 основные школы, 2 начальные школы, 1 школа-сад, православная гимназия «София», 1 школа-интернат, 2 коррекционные школы 8-го вида, детский дом, вечерняя школа, детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, школа хоккея, школа фигурного катания, школа по футболу, детский Дворец творчества, детско-юношеский центр.

Число учителей Клинского района составляет 904, а учащихся - 11272 человека. Систему образования района возглавляет молодой и энергичный начальник Управления образования Клинского муниципального района - Алена Сокольская. Методический кабинет - структурное подразделение Управления образования. В штат кабинета входит 10 человек. Для нас очень важно, что в методический кабинет пришли работать в качестве методистов победители профессиональных конкурсов педагогического мастерства, заместители директоров, руководители районных методических объединений. Это повышает авторитет методической службы. Нам необходимо только стараться поддержать этот интерес, помогать и создавать условия для их творческого и профессионального роста.

Миссией Клинского методического кабинета стало обеспечение непрерывного профессионального развития современного педагога, обогащение его творческого потенциала, привлечение к всевозможным формам обобщения и распространения передового опыта.

Каждая муниципальная методическая служба существует как уникальный организм, и особенности его работы и существования определяются как научным потенциалом сотрудников, так и спецификой и социальной средой района.

Жизнеспособность муниципальных методических служб в последние годы ставилась под сомнение. Данное положение обусловлено слабостью действующей нормативной базы, на основе которой пытаются функционировать и развиваться муниципальные методические структуры. В последних «Рекомендациях об организации деятельности муниципальной методической службы...» подчеркнута значимость современных направлений работы методических служб в целях содействия повышению качества образования, актуальнейшие из которых относятся к сфере информатизации системы образования.

Процесс информатизации образования ставит перед методическими службами новые задачи, среди которых организация образовательного процесса, повышающего компетентность педагогов в области ИКТ, создание условий для формирования единого информационного образовательного пространства.

С этой целью был создан межшкольный методический центр комплектации. Основными задачами этого центра стали организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, а также анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями.

Клинский ММЦ активно участвует в областных и районных мероприятиях различной направленности, оказывает содействие образовательным учреждениям в создании информационного пространства.

Выстраивая концепцию методической работы на муниципальном уровне, одним из основополагающих принципов мы выбрали принцип адресности. Цель применения данного принципа - повышение результативности методической работы.

Основными направлениями деятельности методистов остаются курсовая подготовка, организация методических формирований, учебно-методическая работа, инновационная деятельность, информационно-методическое сопровождение.

Выбранная районной методической службой тема «Создание многоуровневой методической службы системы образования как формы непрерывного развития профессионализма педагогов» должна удовлетворить образовательные потребности.

Методисты управления образования сделали многое, чтобы возросла роль муниципальной методической службы в процессе формирования единого методического пространства системы образования района. Новое понимание миссии методической службы обусловило пересмотр ее задач и принципов функционирования.

Одним из направлений деятельности методического кабинета является опытно-экспериментальная деятельность. Начало этой работе положил широкомасштабный эксперимент по обновлению структуры и содержания образования. В нем приняли участие 4 образовательных учреждения района. То, что этот эксперимент дал значимый толчок, говорить не приходится. Эти школы стали победителями нацпроекта 2006-2007 учебного года, а сейчас - ресурсными центрами по развитию инновационной деятельности в районе.

На сегодня подведены итоги трех лет реализации ПНПО, который предполагает системные изменения в развитии российского образования.

Победителями нацпроекта с 2006-го по 2008 год стало шесть школ: гимназии №№1, 2, 15, Спас-Заулковская школа, школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов, школа №13.

Из 60 учителей, представлявших аналитические материалы на конкурс, 13 получили президентский грант, 25 - поддержку губернатора Московской области.

Методическое сопровождение реализации нацпроекта велось по нескольким направлениям. Это было консультирование на разных уровнях и для различных категорий. И организация диссеминации инновационного опыта: проведение мастер-классов, «круглых столов», творческих отчетов, презентация опыта, семинаров; публичные отчеты школ-победителей; публикация опыта лучших учителей в рамках фестиваля «Открытый урок»; организация освоения современного оборудования. Также выстраивалась работа по поддержке талантливой молодежи в профильных лагерях, апробировался проект «Планета будущего», мы участвовали в конкурсе «Национальное достояние России», Вернадских чтениях, международных играх-конкурсах по языковедению «Русский медвежонок», математическом конкурсе «Кенгуру-2008», областном конкурсе научно-исследовательских работ «Экономический рост Подмосковья», во всероссийских конференциях «Юность, наука, культура», международной конференции в Санкт-Петербурге «Царское Село. Пушкин и культура», международной конференции в Белоруссии «Беларусь - Россия. Общность народов - общность литератур».

Всероссийская олимпиада школьников служит одной из форм работы с интеллектуально одаренными детьми. С 2001 года в рамках Всероссийской программы поддержки талантливой молодежи и президентской программы «Дети России» реализуется муниципальная программа «Одаренные дети» при поддержке главы района Александра Постриганя. В течение последних трех лет эта поддержка была в размере 800 тысяч рублей в год. Итогом большой работы с талантливой молодежью стал форум «Одаренные дети», который мы проводим ежегодно в апреле месяце.

Традиционно 8 февраля в районе проходит «День науки», где на секциях учащиеся защищают свои проекты. В этом году было представлено 150 работ школьников 5-11-х классов.

Научно-методическая деятельность складывается из мониторинга состояния и формирования банка данных качества и уровня обученности в образовательных учреждениях, информирования образовательных учреждений об инновационных процессах образовательной системы района, организации постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования. В настоящее время в районе действует 12 экспериментальных площадок. Из них 2 федерального уровня, 2 муниципального и 8 регионального.

Оценка качества образования - одна из важнейших и сложнейших проблем российского образования. В нашем районе уже несколько лет действует мониторинговая система контроля по ряду предметов. Ее цель - сформировать единые требования к рубежному и итоговому контролю усвоения знаний и умений учащихся. В рамках мониторинга проводятся выявление и оценивание проведенных педагогических действий, повышается объективность оценки качества знаний. Такую же аналитическую работу проводят методисты и по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

На контроле методистов находится и организация методической работы в школе. Ежегодно в рамках проверок деятельности образовательных учреждений проводим методический аудит.

Говоря о системе муниципальной методической службы, не могу не сказать о дошкольном образовании, которое является неотъемлемой частью общего образования.

Сегодня педагоги дошкольного образования Клинского района решают сложные задачи системы общего дошкольного образования. Именно от личности воспитателя в значительной степени зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер взаимоотношений между детьми.

Педагоги-психологи дошкольных учреждений «Аленушка» и «Жемчужинка» приняли участие в Всероссийском фестивале инновационных проектов «Психология и современное российское образование». Психолог начальной школы - детского сада «Жемчужинка» стала лауреатом фестиваля и заняла второе место, выступив с проектом «Познай себя, познавая историю родного края». Педагоги детского сада «Аленушка» приняли участие в Российском конкурсе, организованном редакцией «Учительской газеты», «Детский сад будущего». Одержав победу в первом туре в номинации «Подготовка детей к школе», они вышли во второй тур. Коллектив был награжден дипломом участника и сертификатом на получение 10000 руб.

В конце 2007 года стартовал районный конкурс «Лучший детский сад». Ежегодно работники дошкольных учреждений участвуют в районном конкурсе «Педагог года». Кстати, мы проводим его с 1996 года. За эти годы в нем приняли участие 52 педагогических работника, трое стали лауреатами областного конкурса.

В последние десятилетия во многих российских регионах идет интенсивный поиск новой модели организации методической работы на муниципальном уровне. Для нашего методического кабинета первый этап модернизации методической службы будет заключаться в превращении его в ресурсный центр по сопровождению образовательных реформ.

Галина ШИРЯЕВА, заведующая методическим кабинетом Управления образования администрации Клинского района