Созданная в 2003 году единая информационно-образовательная сеть служит необходимым техническим компонентом для создания единой информационной среды учреждения, то есть системы, которая включает единую информационно-образовательную сеть, материально-технические, информационные и кадровые ресурсы; обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен; предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Следует отметить, что проведенные работы по проектированию и созданию единого информационного пространства позволили логически реструктуризировать сеть и тем самым подготовить базу к переходу на новый уровень информатизации системы образования. Серверы позволяют хранить базы данных, обеспечивать распределительный доступ из компьютерных кабинетов и рабочих мест к Интернету, публиковать и поддерживать сайты школ и учреждений дополнительного образования. Педагоги школ города имеют возможность получить доступ к серверам федерального хранилища единой коллекции цифровых ресурсов.

Изменилась организационная структура единой информационной среды большинства образовательных учреждений. К имевшимся ранее в сети компьютерным классам и автоматизированным рабочим местам администрации школ, библиотекарей, секретарей в школах прибавились лекционные залы, передвижные и статичные демонстрационные комплексы, автоматизированные рабочие места для методической работы (в учительской), в учебных предметных кабинетах рабочие места оборудованы не только проекционным оборудованием, но и мультимедийными досками. Появилось новое проекционное оборудование - документ-камеры, позволяющие демонстрировать через проекторы различные опыты, лабораторные эксперименты. В гимназиях №№3, 8 и 11, а также лицее №6 появились передвижные мобильные компьютерные классы для проведения занятий в специализированных учебных кабинетах, оснащенные программным обеспечением и датчиками для проведения лабораторных и практических работ.

В каждом образовательном учреждении имеется центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и создания хранилища информационных ресурсов общего доступа для педагогических работников школы.

Необходимым условием перехода к созданию единой информационной среды стало нормативно-организационное обеспечение единой информационной среды. Разработаны программы информатизации муниципального уровня и в образовательных учреждениях, регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей, графики работы компьютерного оборудования.

Развитию информатизации образования в городе в немалой степени способствовало распределение функций между сотрудниками отдела информационных технологий центра развития образования и образовательных учреждений, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику.

В Дубне реализован системный подход к обучению учителей информационным технологиям по категориям и различным формам обучения. Для учителей функционируют курсы повышения квалификации по направлениям:

начинающие пользователи;

базовый уровень ИКТ-компетенции;

целевое обучение педагогических работников (учебно-воспитательный процесс, дополнительное образование).

С 2007-2008 учебного года для учителей-предметников выдаются удостоверения о повышении квалификации по накопительной системе (мастер-классы, кратковременные курсы, тематические семинары, открытые уроки, конференции).

В 2007-2008 учебном году созданы условия для эффективного методического обеспечения процесса информатизации: создан информационно-методический центр.

Учителя имеют возможность получить квалифицированную методическую помощь, ознакомиться с мультимедийными программными продуктами медиатеки центра развития образования.

Для проведения семинаров, тренингов, групповых консультаций и тематического краткосрочного обучения создан учебно-методический кабинет, оборудованный современными техническими средствами: интерактивной доской, сканерами, принтерами, наушниками, документ-камерой, мультимедийным проектором. Здесь учителя школ города имеют возможность под руководством методиста отработать навыки ввода графической и текстовой информации, поработать с интерактивными и мультимедийными обучающими программными продуктами, освоить технологии работы с документ-камерной и интерактивной доской и др.

В оборудованном конференц-зале проходят заседания, совещания, семинары.

Для обеспечения издательской деятельности создан пресс-центр, оборудованный множительной техникой различной мощности и технического назначения. Это позволяет макетировать и тиражировать сборники, распространять и продвигать опыт передовых учителей школ города.

В 2007-2008 учебном году было опубликовано 17 сборников, в которые вошли статьи из опыта работы 95 авторов. Всего за 3 года опубликовано 25 сборников, в которых представлен опыт работы 239 педагогов в области информационных технологий.

Педагогическое сообщество Дубны заинтересовано в развитии информационных технологий, о чем свидетельствуют итоги III городской конференции «Современная практика информатизации образования», в которой приняли участие 553 педагога и 59 учителей представили свой опыт работы. По итогам конференции выпущено 5 сборников.

12 лучших докладов были предложены для заочного участия в XIX Международной конференции в Троицке. Все кандидаты прошли отборочный тур, и их работы опубликованы в сборнике трудов конференции.

Всего за последние три года в 6 сборниках областных, всероссийских и международных конференций и форумов опубликовано 65 статей из опыта работы дубнинцев в области ИКТ.

Не могут не радовать и результаты областных конкурсов с применением информационных технологий. В областном конкурсе «Педагогическая находка» один учитель вошел в число победителей конкурса, 4 учителя удостоены почетного звания лауреата и отмечены дипломами.

В областном конкурсе «Компьютер и школа» в число победителей вошли 4 представителя педагогического сообщества Дубны, и 12 учителей школ города удостоены звания лауреата. Представленные на конкурс материалы опубликованы в сборнике XIX Международной конференции в Троицке.

По итогам областного конкурса школьных сайтов 3 сайта стали победителями и 8 - лауреатами.

2008-2009 учебный год - переходный от первого этапа «Внедрение информационных технологий» ко второму этапу «Создание информационной образовательной среды». Этим определяются его основные задачи.

Учитывая, что программы нового этапа информатизации образования будут составлены на основе мониторинга, можно определить следующую задачу - разработать эффективную систему комплексного мониторинга информатизации образования.

Основные задачи методического обеспечения:

- Разработать экспериментальные программы обучения педагогических работников с целью обеспечения необходимого уровня компетенции для работы в единой образовательной среде.

- Обеспечить изучение, систематизацию и продвижение передового опыта на новом этапе информатизации системы образования.

Наталья СКИБА, начальник отдела информационных технологий Центра развития образования, Дубна

Лауреаты областных конкурсов «Школьный сайт»

Гимназия №3

http://school3.uni-dubna.ru/

Школа №5

http://school5.uni-dubna.ru/

Лицей №6

http://lycee6.ru/

Школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов

http://sh7.ru/

Гимназия №8

http://school8.dubna.ru/

Школа №9 с углубленным изучением иностранных языков

http://school9.uni-dubna.ru/

Гуманитарно-эстетическая гимназия №11

http://school11.uni-dubna.ru/

Лицей «Дубна»

http://liceum.uni-dubna.ru/