Городок старше Москвы на годок

Как говорится в летописи, войско хана Батыя по возвращении из Новгородской земли подступило к Козельску. По рассказу летописца, дружина князя и народ советовались, что им делать. Монголо-татары семь недель стояли под крепостью и не могли поколебать твердости жителей никакими угрозами, разбили стены и взошли на вал. Горожане резались с ними ножами и в единодушном порыве геройства устремились на всю рать Батыеву, изрубили многие стенобитные орудия степняков и, положив четыре тысячи неприятелей, сами легли на их трупах. Хан же велел умертвить в городе всех людей безоружных, жен, младенцев и назвал Козельск «злой город».

Будучи городом окраинным, в XV и XVI веках Козельск не раз подвергался нападениям литовцев, ордынцев и крымчаков. При Иване III, предпринявшем строительство знаменитой засечной черты для обороны московских рубежей, Козельск был одним из ее опорных пунктов, где располагался постоянный военный гарнизон. Впервые город упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году. Козельчане гордятся этим и говорят: «Мал городок, да старше Москвы на годок». К сожалению, интенсивное строительство последних десятилетий и проведение двух железнодорожных веток через историческую часть города уничтожили его древнюю топографию. От прежней мощной системы городских укреплений сегодня остались лишь незначительные фрагменты, в частности два небольших участка крепостного вала («острожной осыпи»).

Спор археологов и краеведов

В 1992 году специалисты Института археологии РАН совместно с сотрудниками Калужского краеведческого музея провели в Козельске масштабные археологические раскопки, носившие комплексный характер. Наряду с археологами в них приняли участие геофизики, геоморфологи, почвоведы. К сожалению, обнаруженные в ходе работ находки были немногочисленны и не позволили определить этапы сооружения древней крепости. Наибольший интерес у специалистов вызвали несколько железных наконечников стрел. Но, как считают археологи, наконечники стрел - это материал, который точно датировать нельзя. И тогда возникло сомнение - имеют ли ученые дело именно с тем Козельском, о котором говорится в древнерусских летописях. Ведь в истории было немало примеров, когда древние города по различным причинам переносились в другое место, но сохраняли за собой прежнее название.

Мне удалось встретиться с некоторыми участниками раскопок 16-летней давности.

- Это была комплексная экспедиция, проводившаяся в рамках программы «Сохранение памятников федерального значения народов России», - вспоминает ведущий научный сотрудник национального парка «Угра», кандидат исторических наук Галина Массалитина. - Весь найденный материал, которого было достаточно много, относился к позднему Средневековью. Мы обнаружили в основном сотни фрагментов керамической посуды.

Но на этом археологи не успокоились и через пять лет снова принялись за раскопки в исторической части города.

- Известно, что наши далекие предки для строительства городов и крепостей выбирали высокие места на берегу реки, - продолжает Массалитина. - В 1997 году мы исследовали возвышенность, где река Другусна впадает в Жиздру. Почему мы не исследовали его в 1992 году? Дело в том, что это самый центр города, две рядом расположенные церкви, очень плотная застройка. В одной из церквей до сих пор работает хлебокомбинат. Территория комбината асфальтирована, обнесена забором, действует пропускной режим. Здесь-то и есть то самое место, которое нас как ученых больше всего интересует. Археологические работы согласовывались с властями города, муниципальными службами. Мы исследовали небольшой участок между оградой хлебокомбината и церковью. Глубина культурного слоя составила почти четыре метра, было вскрыто 17 погребений. По нательным крестам удалось установить, что это захоронение XVIII века. И только на самом дне раскопа мы вскрыли нетронутый культурный слой более раннего времени и обнаружили находки XIII века: несколько десятков фрагментов сосудов, каменный крест, несколько бусин и наконечников стрел. Но говорить о том, что мы имели дело с городским поселением, пока оснований нет.

После раскопок выводы археологов у местных краеведов вызвали негативную реакцию. Но, как считает Галина Массалитина, все объясняется тем, что по небольшому раскопу нельзя делать исторический вывод, что города в XIII веке здесь не было. В Козельске регулярно проходят научные конференции и краеведческие чтения, где археологи внушают общественности мысль, что возможности для поиска легендарного города не исчерпаны. Дело в том, что рядом с хлебокомбинатом расположен частный сектор.

- Нам осталось всего два варианта: либо договариваться с частниками, чтобы заложить раскопы на их участках, либо копать на территории хлебокомбината. Но последний проект потребует вложения значительных финансовых средств, - подчеркивает Массалитина.

Тот ли это «злой город»?

У заведующего отделом археологии Калужского областного краеведческого музея Олега Прошкина свой взгляд на проблему.

Оказывается, на карте Восточной Европы есть еще два Козельска: первый на Украине в Черниговской области на реке Остер, второй - на территории западной Польши (но это далековато будет, ведь известно, что монголо-татары дальше Кракова не прошли). Кстати сказать, украинские исследователи считают, что хан Батый сжег именно Козельск черниговский. Но здесь тоже многое не сходится. Чернигов - земля северян, а Батый шел в землю вятичей. Есть еще один город, который в древности назывался Козельском, а в XVI веке его переименовали в Лихвин. Это бывший центр Лихвинского уезда Калужской губернии. Лихвин в советское время был переименован в Чекалин (фамилия пионера-героя), расположен он на реке Оке в Суворовском районе Тульской области. Там сохранилось древнее городище Козий остров со следами пожарища. Так вот, Олег Прошкин относится к числу тех исследователей, которые считают, что героический Козельск, вставший на борьбу с Батыем, - это именно бывший Лихвин, а ныне Чекалин.

Хочется верить, что в ближайшем будущем археологи и краеведы все же смогут прийти к окончательному выводу о местонахождении легендарного города. Но каким бы он ни был, в наших сердцах всегда будет жить гордость за наших далеких предков.

Пусть родники споют святые

И солнце вспомнит кумачом

Всех тех, кто полчища Батыя

Стрелою встретил и мечом.