Из Генпрокуратуры РФ в ЦК Профсоюза работников народного образования и науки 27 июля 2008 года пришло разъяснение-ответ на обращение председателя профсоюза Галины Меркуловой. «Учительская газета» и ее приложение «Мой профсоюз» неоднократно обращали внимание власть имущих на то, что при увеличении зарплаты вузовских работников на 14 процентов с 1 февраля 2008 года из оплаты труда несправедливо исключены суммы, начисляемые кандидатам и докторам наук за их ученые степени. Однако ни Министерство образования и науки РФ, ни Министерство здравоохранения и социального развития ничьим призывам не внимали. Почему это происходило, понятно: при наличии в государственном бюджете значительных средств чиновники все равно стремятся экономить, причем на интеллектуальном богатстве страны - на ученых. Конечно, это дело чиновников - считать или не считать настоящими учеными вузовских доцентов и профессоров, но свои дипломы о защищенных диссертациях они получают там же, где и все остальные остепененные, - в ВАКе.

В ситуации противостояния финансистов и профсоюза Минздравсоцразвития РФ показало себя отнюдь не радетелем вузовских работников. Его приказ №660 в новой редакции от 31 марта 2008 года разъяснял, как увеличивать зарплату работникам федеральных бюджетных учреждений, в которых еще пока не введены новые системы оплаты труда. Разъяснения были четкими: ассигнования, предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 №287-р, используются на установление с 01.02.2008 всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений стимулирующей надбавки в размере 14 процентов к заработной плате; надбавку следует исчислять из общей суммы заработной платы работника, подлежащей начислению в соответствующем месяце с учетом всех установленных выплат. Казалось бы, все ясно: если, скажем, у вузовского доктора наук зарплата 12 тысяч рублей в месяц, то с этой суммы нужно исчислять 14 процентов и повышать зарплату. Однако так казалось только профессорам и доцентам, а также руководителям вузов. Вслед за приказом 23 апреля 2008 года появилось письмо заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Александра Сафонова, в котором чиновник уточнил: увеличение заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений не распространяется на доплаты и надбавки, установленные в высших учебных заведениях за должности доцента и профессора. Замминистра не смутило, что таким образом он нарушает статью 129 Трудового кодекса РФ и пункт 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2007 №605, согласно которым заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера. Кроме того, пункт 5 статьи 30 Федерального закона №125 от 22 августа 1996 года устанавливает научно-педагогическим работникам высших учебных заведений стимулирующие надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере сорока процентов за должность доцента, шестидесяти процентов за должность профессора, 3000 рублей за ученую степень кандидата наук и 7000 рублей за ученую степень доктора наук. Все эти стимулирующие выплаты входят в зарплату научно-педагогических вузовских работников.

Но давайте разберемся, что смутило замминистра Сафонова в этой ситуации. Почему-то он решил, что повышение на 14 процентов будет идти так: сначала отдельно на 14 процентов увеличат оклад, потом, также отдельно, нужно вести речь об увеличении надбавок за степень, а уж потом все увеличенные суммы нужно будет складывать вместе. Интересно, где и когда он такое видел? Наверное, уж очень хотелось заместителю министра сэкономить на доцентах и профессорах. Экономия пустяшная (на доценте - 420, на профессоре - 980 рублей в месяц), но, видно, и такие копейки, недоданные остепененным, чиновнику греют душу. А может быть, просто старается угодить Минфину РФ, которому бальзам на раны - затягивание поясов бюджетников.

Но внешне все вроде бы пристойно. Сафонов посчитал, что раз надбавки за должности доцента и профессора установлены в процентном отношении к соответствующим должностным окладам, то индексировать их на 14 процентов можно только после принятия соответствующих изменений в закон №125, а их пока никто не предлагал и, видимо, предлагать не собирается. То есть получается такая коллизия: замминистра, не стесняясь, нарушает один закон - Трудовой кодекс РФ, но никак не может нарушить другой - №125. Справедлива тут одна старая истина, гласящая, что закон что дышло, как повернешь, так и вышло. Вот замминистра и поворачивает законы так, как кому-то выгодно. Но при этом идет дальше. Письмо, подписанное им и разъясняющее, как должны повышать зарплаты научно-педагогическим работникам, по жанру относится к категории межведомственных, устанавливающих правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, принимающих решения по установлению размера заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений. Но в то же время оно, как установила Генеральная прокуратура РФ, «обладает всеми признаками нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти. Вместе с тем, согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 №1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается». В связи с чем первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации 22.07.2008 внес представление министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором поставлен вопрос об отзыве письма от 23.04.2008. 23 июля 2008 года Сафонов свое письмо от 23 апреля 2008 года отозвал: «Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации отзывает с исполнения свое письмо от 23 апреля 2008 года №2273-Пр о дополнительном разъяснении заинтересованным федеральным органам исполнительной власти о порядке индексации фиксированных выплат, входящих в состав заработной платы работников бюджетной сферы». Три месяца потребовалось профсоюзу на борьбу, в которой он стал победителем. Сегодня ЦК профсоюза располагает информацией, что Федеральному агентству по образованию как главному распорядителю средств федерального бюджета поступили дополнительные средства для финансирования расходов для обеспечения дополнительных выплат работникам федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющим доплаты за наличие ученой степени кандидата и доктора наук, для обеспечения в полном объеме реализации приказа Минздравсоцразвития России №148н от 31.03.2008, предусмотревшего установление стимулирующей надбавки в размере 14 процентов с 1 февраля 2008 года к начисляемой заработной плате с учетом всех доплат и надбавок. По расчетам специалистов ЦК профсоюза, в связи с дофинансированием из федерального бюджета мер по повышению заработной платы на 14 процентов с 1 февраля 2008 года соответствующим работникам учреждений высшего профессионального образования предстоит доплатить за 5 месяцев текущего года (февраль - июнь) в зависимости от занимаемой должности от 2,1 до 6,7 тысячи рублей. Кроме того, профессорско-преподавательскому составу должна быть пересчитана средняя заработная плата за отпуск, выплачена разница по отпускным, начисленным за июль - август, а также должна выплачиваться стимулирующая надбавка с сентября 2008 года до введения новой системы оплаты труда в размере 14 процентов ко всей начисляемой заработной плате, то есть с учетом всех доплат и надбавок. Можно сказать, что профсоюз сделал вузовским работникам весьма существенный подарок к началу нового учебного года.

Однако это еще не все. Как известно, 5 августа 2008 года Правительство РФ приняло постановление об установлении с 1 декабря 2008 года новых систем оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений. Это в том числе касается вузов, поскольку они в большинстве своем федеральные. Так вот при введении новой системы оплаты труда очень важно, к какой квалификационной группе будут отнесены служащие. Профсоюз настаивал на том, чтобы при определении критериев отнесения должностей служащих к профессиональным квалификационным группам и формировании их количества Министерством здравоохранения и социального развития России и Министерством образования и науки России были учтены предложения Общероссийского профсоюза образования и Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы. Предложения, в частности, касались формирования четвертой профессиональной квалификационной группы. К этой группе отнесены отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания. Это создало преимущество в установлении более высокого стартового гарантированного уровня оплаты труда работников, занимающих соответствующие должности.

Вот такой хеппи-энд. Но не дают покоя несколько вопросов. Почему в течение последних лет благие намерения президента страны и премьера разбиваются о чиновничьи финансовые гранитные установки? Почему для того, чтобы исполнялось законодательство, нужно обязательно подключать Генпрокуратуру? Почему чиновникам нынче совсем не обязательно знать законы? Почему неисполнение законов или нарушение их чиновниками не карается так же жестко, как нарушение их простыми гражданами? Пока ответов на эти вопросы нет.

Чего хотели президент и премьер, объявляя о 14-процентном повышении зарплаты бюджетникам? Во-первых, хоть чуть-чуть, но улучшить их материальное положение. Во-вторых, конечно, не на словах, а на деле продемонстрировать, что государство о своих государевых людях заботится по мере сил и возможностей.

Что вышло из всех этих благих намерений и пожеланий? А то, что по своей воле и своему разумению чиновники решили, что слишком жирно будет вузовским ученым повышать зарплату с учетом стимулирующих надбавок. Это как понимать? Как противодействие установкам президента и премьера? Но раз федеральным чиновникам все дозволяется, то пример с них стали брать и региональные. В Пермском крае, например, зарплату решили повысить не на 14, а на 9,5 процента. В результате педагоги вынуждены были пикетировать здание администрации. Ко всему прочему, по большому счету, повышение зарплаты на 14 процентов вовсе не какое-то сверхъестественное облагодетельствование бюджетников. Официальный прогноз инфляции от Министерства экономического развития и торговли РФ - 11,5 процента, так что 14 едва-едва покрывают инфляцию.

МЭРТ 5 августа 2008 года опубликовало «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», в которой прожиточный минимум в нынешнем году возрастет до 4537 рублей в месяц, что на 696 рублей больше, чем в прошлом году. В 2009 году он станет 5009 рублей, в 2010-м - 5460, в 2011-м - 5978 рублей. Что интересно, в этой Концепции планируется установить минимальную зарплату на уровне прожиточного минимума за период 2008-2012 года. Но планы эти весьма призрачны, поскольку, во-первых, МЭРТ серьезно полагается на введение новых отраслевых систем оплаты труда, а во-вторых, повышение производительности труда растет низкими темпами на фоне стремительного повышения цен. Это значит, что прожиточный минимум будет увеличиваться, а успеет ли за ним минимальная зарплата - сказать трудно. Но можно уже сегодня предположить, что в ближайшие годы рост зарплаты педагогов затормозится. То, что, вводя новые системы оплаты труда, фонд оплаты труда предполагают увеличить на 30 процентов, вовсе не означает, что зарплата всех без исключения педагогов увеличится. Скорее всего, увеличение будет выборочным, ведь распоряжаться этими 30 процентами станет руководитель образовательного учреждения. Кому-то он и выплатит повышенную зарплату (в основном лояльным к нему работникам), а кому-то докажет, что платить не за что. Проконтролировать, какую зарплату будут получать педагоги и насколько справедливым окажется ее распределение, станет весьма сложно, так как с 1 декабря 2008 года уйдет в небытие Единая тарифная сетка. ЕТС уходит именно потому, что у государства нет средств на единовременное увеличение зарплаты всем бюджетникам, так что власти делают прекрасно продуманный политический маневр: дескать, кто лучше работает, тот больше и получит. При практически полном отсутствии критериев оценки качества работы педагогов полагать, что так и будет, по меньшей мере наивно. Остается надежда лишь на то, что профсоюз будет начеку и сможет отстаивать права и интересы работников образования. То есть можно ожидать новых обращений профсоюза в прокуратуру, новых ответов прокуратуры профсоюзу и в результате - восстановления справедливости.