Что означает новое предложение Минфина? По сути дела, оно на три процента увеличит подоходный налог. Сегодня все платят 13 процентов независимо от того, каков общий доход. Этот тот случай, когда простой сельский учитель и миллиардер Абрамович равны перед государством. Но Абрамович со своими миллиардами долларов платит налог шутя - его яхты и поместья стоят куда дороже, а вот для сельского учителя каждая копейка на счету, и если бы его по бедности освободили вообще от уплаты подоходного налога или уменьшили его, было бы справедливо и правильно. В обществе постоянно идет дискуссия о том, что несправедливо уравнивать в размере выплат граждан с различными уровнями доходов. Предлагают ввести разноуровневую шкалу, но лобби миллионеров и олигархов этому противится и, видимо, весьма успешно: перед 13 процентами мы все равны, и плоская шкала налога на доходы физических лиц продолжает оставаться прежней.

Вообще изначально не Минфин был инициатором таких предложений по пенсионным отчислениям. Вспомним, как складывалась в России пенсионная система в 2001 году. Работодатели перечисляют пенсионные взносы в Пенсионный фонд России в виде единого социального налога от фонда оплаты труда. Часть средств идет на выплаты нынешним пенсионерам, а из оставшихся средств финансируется страховая и накопительная пенсии будущих пенсионеров. Средства страховой части формируются на индивидуальных счетах граждан исходя из размера зарплаты и стажа в виде прав на получение пенсии при наступлении пенсионных оснований. Накопительная часть - «живые» деньги, которые учитываются на индивидуальных счетах и подлежат инвестированию на фондовом рынке через управляющие компании. Пенсионные накопления по умолчанию размещает государственная управляющая компания (Внешэкономбанк), однако по заявлению гражданина они могут быть переданы в управление частных управляющих компаний и пенсионных фондов. Кстати, Внешэкономбанк размещает пенсионные накопления исключительно в госбумаги с доходностью в 5,7 процента, что заметно ниже уровня инфляции. То есть пенсии существенно не увеличиваются и до прожиточного уровня доходят редко. Еще Президент РФ Владимир Путин дал поручение Министерству экономического развития и торговли РФ и Минздравсоцразвития РФ разработать предложения по реформе пенсионной системы. Вот что они предложили. МЭРТ - отчислять 3 процента от дохода граждан, не спрашивая на то их согласия. Согласно этому предложению по отношению ко всем гражданам должен быть установлен «порядок уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в размере 3 процентов от базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование». Минздравсоцразвития предложил увеличить нагрузку на работодателя, на пять процентов подняв размер отчислений в виде единого социального налога, обязав работодателя платить налоги на зарплату сотрудников до 407 тысяч рублей в год (нынче эта сумма равна 280 тысячам), а то, что больше, освободить от налогообложения полностью (сейчас то, что больше, облагается 10-процентным налогом, а при зарплате в 600 тысяч рублей налог равен двум процентам).

В результате Минфин РФ, по сути, соединил предложения МЭРТ и Минздравсоцразвития. Помимо 3-процентных отчислений с молодых граждан в Пенсионный фонд Минфин предлагает с 2010 года увеличить ставку единого социального налога с 26 до 29 процентов, что, кстати, проблем с дефицитом средств Пенсионного фонда не решит.

Сегодня еще одна организация выдвинула свои предложения по части увеличения пенсий - Центр стратегических разработок. Ее руководитель Михаил Дмитриев считает, что для того чтобы поднять пенсию до 40 процентов от зарплаты, России потребуется больше 10-15 триллионов рублей. Возникает вопрос: откуда взять такие деньжищи? У Дмитриева есть на этот счет свои предложения. По его мнению, «первый источник - это доходы от высоких цен на нефть и газ, но деньги Стабфонда ненадежный источник, ведь сегодня он есть, а завтра его нет. Если мы возьмем и все, что идет на пополнение Стабфонда, направим на повышение пенсий, мы уже в этом году доведем их до 40 процентов от зарплаты, но если цены на нефть окажутся ниже, сразу же все пенсии понизятся в соответствии с падением цен на нефть». По мнению Дмитриева, деньги Стабфонда должны попадать не просто в пенсию, а на накопительные счета, причем эти счета нужно открывать в том числе и нынешним пенсионерам. Накопительный механизм финансирования пенсий позволит эти средства превратить из единовременной выплаты в непрерывный поток выплат в течение жизни каждого пенсионера. Дмитриев не исключает, что 3 процента отчислений от доходов молодых граждан дадут некоторый эффект, но этот эффект исчисляется миллиардами, а нужны триллионы. Кроме того, такое принудительное отчисление может, по его мнению, подорвать экономический рост или увести экономику снова в тень: когда государство старается что-то отобрать, бизнес сразу делит зарплаты на «белые» и «черные». Предложение Дмитриева предполагает активное использование государственных активов. Дело в том, что в 2003-2006 годы суммарная стоимость акций госкомпаний по ценам фондового рынка выросла в два раза, многие частные компании вновь стали государственными, стоимость госимущества только тех компаний, акции которых сейчас обращаются на рынке, сейчас равна примерно 35 процентам ВВП, стоимость всех ликвидных федеральных активов стала намного больше. Дмитриев полагает, что «все эти активы можно закрепить на накопительных счетах каждого гражданина страны и постепенно использовать для финансирования их пенсий. Для того чтобы покрыть недостающие средства - то, что остается помимо использования рентных платежей и возможностей добровольной накопительной системы, - достаточно передать только часть госимущества. Это некий залог, гарантия для каждого пенсионера, что у него на счету не нолики, не обеспеченные реальными деньгами, что за этими средствами стоит реальное право на имущество. Это имущество имеет цену и пользуется спросом на рынке. Это даст возможность использовать абсолютно реальные механизмы финансировать пенсии, как минимум, до 2020 года. Такое решение было бы социально справедливым, так как именно нынешние пенсионеры создавали нынешние госкомпании, в основе их лежат активы, которые накапливались поколением советских граждан с середины прошлого века, и по праву эти люди должны иметь возможность воспользоваться этим ресурсом, чтобы добиться повышения своих пенсий и улучшить свое положение». Предложение Дмитриева действительно заслуживает внимания, поскольку при этом государственные компании как были, так и останутся государственными. Но мы все знаем, что постоянно идет процесс приватизации, поэтому и тут может «забить фонтан» дополнительных ресурсов: поступающие доходы, как говорит Дмитриев, можно будет тоже использовать для финансирования пенсий.

Однако здравые и вполне рыночные предложения руководителя Центра стратегических разработок, видимо, не находят пока поддержки в среде работодателей. Во всяком случае вице-президент Российского фонда промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс всецело поддерживает идею относительно того, что забота о пенсии должна стать заботой самих нынешних и будущих пенсионеров. А кроме того, в одном из интервью он высказал идею об увеличении возраста тех, кто пойдет на заслуженный отдых, до 70 лет. Остается уповать на то, что в результате Президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин из всех предложений выберут то, что в наибольшей мере отвечает интересам общества.