Статфакт

В Саратовской области обобщены данные социологических опросов выпускников сельских школ за последние 10 лет. Сельская молодежь 10 лет назад наиболее престижной считала профессии банкира, бизнесмена, работника правоохранительных органов в городе и фермера на селе. В настоящее время среди выпускников наметилась переориентация. Например, число желающих работать охранниками в частной фирме уменьшилось в три раза. Однако расчеты на работу в городе превалируют в настроениях выпускников. В качестве вариантов возможного трудоустройства более предпочтительными остаются рабочие места технички в школе, уборщика в конторе, работника отделения связи по сравнению с традиционными сельскими профессиями доярки и механизатора. Выпускники считают, что сегодня для успешного ведения фермерского хозяйства отсутствуют объективные условия, в частности, низок уровень механизации.

Данные общероссийских социологических исследований показывают, что лишь каждый десятый выпускник сельской школы хотел бы стать самостоятельным фермером и только 15 процентов хотят остаться жить и работать на селе.

Комментарий «УГ»

Если профиль, по которому желает учиться подросток, есть только в учебном заведении, находящемся в другом населенном пункте, органы местного самоуправления несут ответственность за выполнение требования законодательства о бесплатном и общедоступном среднем (полном) общем образовании. Они должны определить формы и методы информирования родителей и учеников о возможных путях и способах предпрофильной подготовки, например, издание информационных справочников, знакомящих школьников со спецификой и особенностями профильного обучения в различных учреждениях. Города и районы могут составлять свои «образовательные карты» и распространять их среди девятиклассников.

В Пензе две трети вакансий, зарегистрированных городской службой занятости, - профессии, требующие технической подготовки. Актуальный технологический профиль выбрал городской межшкольный учебный комбинат. Здесь обучают токарному и слесарному делу, готовят специалистов по ремонту часов и бытовой техники, а также изготовлению художественных изделий с использованием различных технологий. Включены в производственный процесс и юные журналисты, которые выпускают свою газету. Помочь ребятам определить свои способности к той или иной профессии призвана психолого-диагностическая служба комбината.

- Татьяна Викторовна, чем же Вытегорский район завоевал признание на областном уровне?

- Во-первых, в нашем районе существует такое учреждение, как межшкольный учебный комбинат. Мы сохраняем его в течение 30 лет, хотя были годы, когда сделать это становилось очень трудно. Второе слагаемое успеха - тесная связь с дополнительным образованием, которое фактически дополняет школьную программу по предпрофильной подготовке, - это Дом детского творчества, Центр детского и юношеского туризма, Детско-юношеская спортивная школа. И третий аспект - мы начинаем предпрофильную подготовку детей с... дошкольного возраста.

- Это интересно. Каким же образом?

- Мы усилили практико-ориентированную сторону процесса преподавания. Воспитатели предлагают детям специальные игры, в которых малыши учатся искать свою будущую профессию. Так, в «уголках умельцев» для мальчиков имеются наборы инструментов для профессий «столяр» и «лесоруб», актуальных в нашем лесном крае, атрибуты спасателя МЧС, сотрудника ГИБДД. Маленькие вытегоры знакомятся с ремеслами и профессиями в мини-музеях, созданных в каждом из 15 детских садов района. Работает система дополнительных занятий по раскрытию творческих задатков у детей - это театрализованные игры, постановки спектаклей. Более половины воспитанников детских садов получают дополнительные образовательные услуги по разным направлениям. Для них проводятся конкурсы «Светофор собирает друзей» и «Звездочка, свети!». Кстати, при аккредитации детских садов района выявлено превышение образовательного стандарта по физическому, музыкальному, эстетическому воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию и естественно-научным представлениям о мире. Это говорит и об изменении роли воспитателей групп, которые становятся тьюторами, координаторами самостоятельной деятельности детей в зависимости от их интересов.

- Насколько активно работает межшкольный комбинат? 30 лет - это срок... срок в том числе и для оборудования, поставленного на подобные комбинаты еще в советское время.

- Наш учебный комбинат дает подготовку по профессиям водителя, секретаря-референта, швеи, медицинской сестры и кассира. Здесь проходят обучение старшеклассники не только городских, но и ближайших сельских школ. База и кадры - это действительно самые сложные вопросы. Материальная база несовершенна, и мы ведем работу по ее улучшению. Например, сейчас планируем замену компьютеров и подключение к скоростному Интернету.

Для подготовки водителей есть специально оборудованный полигон, трактор с прицепными устройствами, грузовой автомобиль. Автопарк по мере возможности обновляется, в частности, недавно приобрели автомобиль на внебюджетные средства, запасные части и оборудование для автодрома.

- Вы упомянули о том, что обучение на комбинате проходят ученики сельских школ. Это нечастая практика - межшкольные учебные комбинаты обычно расположены в крупных городах и «обслуживают» учеников городских школ.

- Замечу, что профессиональная подготовка ведется и на базе четырех сельских образовательных учреждений, весьма удаленных от Вытегры. Это, например, Оштинская школа, которая вошла в число призеров конкурса в рамках нацпроекта «Образование», получила президентский грант в миллион рублей и купила на этот миллион трактор. В школе готовят трактористов, обрабатывают большой участок земли и выращивают на нем овощи. Дети из Оштинской школы на областном конкурсе пахарей достойно представляют наш район.

- А если подросток не хочет быть трактористом? Если, например, девушка хочет стать секретарем-референтом со знанием иностранного языка, а юноша - получить экономические знания? Городские профильные классы дают такие возможности. Получается, у сельских ребят нет выбора, а есть одна дорога - в поле?

- В сельских школах, расположенных недалеко от Вытегры, старшеклассники, обучаясь на базе комбината, имеют широкий выбор специальностей. Есть среди них, в частности, и такой профиль, как «секретарь-референт с углубленным изучением экономики». А в остальных школах решают подобную проблему за счет индивидуализации учебного плана и элективных курсов. В районном методическом центре для этой цели создан банк элективных курсов.

Чтобы узнать, каким профессиям хотели бы обучаться подростки, мы проводим анкетирование восьми- и девятиклассников, поскольку на комбинате начинают заниматься с 10-го класса. В анкетировании участвуют городские и близлежащие сельские школы. В результате такого мониторинга некоторые профессии временно исчезают из учебного плана. Например, профессии тракториста и швеи, по результатам опросов, в данный момент не востребованы. Поэтому на комбинате готовят не трактористов, а водителей. Материальную базу, например швейный цех, комбинат оставляет за собой - вдруг потребность в такой профессии возникнет в будущем.

У нас рядом Петрозаводск, с Санкт-Петербургом сообщение прямое, поэтому часть выпускников школ старается уехать в крупные города и получить там престижные профессии. Так что мы проводим работу по профориентации, для того чтобы молодежь реализовывала себя в родном районе. В этом цель предпрофильной подготовки - чтобы не получилось так, что одновременно все вытегоры станут юристами и экономистами. Для тех, кто хочет продолжить образование, у нас в районе есть профессиональное училище №56, лесотехнический техникум, филиалы четырех вузов...

В прошлом году мы впервые опробовали такую практику: группа преподавателей комбината выезжала в сельские школы и проводила занятия с детьми 7-9-х классов по элективному курсу «Выбор профессии». Это очень заинтересовало сельских школьников - они ведь нечасто выезжают за пределы родной деревни, а здесь для них выступали городские педагоги, вывозили ребят на экскурсии на предприятия района.

Кстати, на базе комбината при содействии районного Центра занятости населения создается кабинет профориентации, в котором будут проходить занятия. В совет этого кабинета входят руководители предприятий района.

- Татьяна Викторовна, если обобщить, каковы основные проблемы профильной и предпрофильной подготовки в сельском районе?

- Есть три ключевые проблемы. Первая - подготовка кадров: педагоги должны быть тьюторами, то есть не просто давать определенную сумму знаний, а сопровождать самостоятельную деятельность ребенка. Вторая проблема - обеспечение непрерывности предпрофильной подготовки и затем профильного обучения от детского сада через школу до вуза. И третий момент - компьютеризация учебного процесса.

Светлана ПОТАПОВА, Вытегра, Вологодская область