Взрослая жизнь

Я не работала бы 35 лет в начальной школе и не руководила бы ею более 25 лет, если бы не любила своих учеников. Нормальное состояние учителя - когда он любит и понимает детей. Ребенок редко приходит в школу с тем, что получил в семье. Задача учителя начальной школы - привить ребенку желание учиться, сделать так, чтобы он не забыл все то, чему его учили дома.

Основная проблема обучения в начальной школе хорошо известна. Ребенок резко меняет привычный уклад детского сада или семьи, ему приходится приспосабливаться к смене видов деятельности. Игры заменяет учеба. А это, как говорил Ушинский, серьезный труд. Если ребенок здоров, то потребность в обучении у него существует, он должен понять, что учиться надо, что должна быть воля к учебе и к ней надо готовиться.

Почему-то родители пытаются отдать ребенка в школу как можно раньше. Конечно, и в пять лет можно пойти в школу, но ведь хорошо известно, что только к семи годам созревают все психические функции, которые так необходимы для адаптации.

У педагога есть союзники - родители, но сегодня все более активную роль в воспитании играют не они, а бабушки и дедушки. Понимаю, что родители заняты, что всем нужно работать, но все же хотелось бы, чтобы в школу чаще приходили мамы и папы. Особенно если у детей возникают трудности в учебе.

Сейчас проблема обучения связана даже не с интеллектом - только 3-5 процентов умственно отсталых детей поступают в школу с серьезным нарушением интеллекта, - а с неготовностью детей к школе. Ребенок должен уметь себя обслужить. Без этого учиться трудно. Если первоклассник не в состоянии сконцентрироваться, не умеет положить ручку, распределить учебные предметы на парте, зашнуровать обувь, если все это за него делали взрослые, он к школе не готов. Но бабушка, мама, папа, которые приводят ребенка к нам, думают, что он один такой исключительный, и часто говорят так: «Он подготовлен, он с учителем занимался». Но зачем заниматься с учителем до школы? Отсюда появляются сложности. Возможно, малыш и научился работать, но индивидуально, а в коллективе - нет. Мы сталкиваемся с тем, что дети плохо говорят, что их активный словарный запас очень низок. Это им мешает в обучении, ведь речь должна быть развита. Естественно, мышление и речь взаимосвязаны, и есть много упражнений, которые, в частности, рекомендуют психологи. Необходимо обращать внимание родителей на то, как ребенок слушает взрослого человека, как у него развита мышечная деятельность. Плохо работают пальчики? Ручка выскальзывает из рук! Детям нужно еще до школы рисовать, собирать пазлы, учиться штриховать. Можно сказать, что рука должна быть готова к обучению.

В нашей школе мы проводим специальные собеседования с детьми, используем различные экспресс-диагностики, чтобы комплексно посмотреть на ребенка. Причем в собеседовании участвуют специалисты - психолог, логопед. Что выясняется? Расстройство фонематического слуха встречается более чем у 60 процентов детей. Это значит, что чтение и русский язык будут западать, если своевременно не принять меры. Могут быть выявлены и разные образовательные потребности, и дефекты в речи.

Поступление ребенка в первый класс должно быть праздником в семье. Бояться школы не надо, потому что для первоклассников существует щадящий период времени, необходимый для адаптации детей к школьным правилам. И количество уроков будет меньше, всего три по 35 минут. В основном поначалу будут использоваться игровые ситуации, но потом, естественно, происходит наращивание требований, однако не настолько, чтобы зажать ребенка в тиски. Родители часто говорят: «Давайте ребята поиграют весь первый класс!» Но нельзя педагогику превращать в потешку. Главная задача для первоклассника - научиться внимательно слушать и слышать учителя. Нужно постоянно развивать память. С помощью книг, игровых ситуаций, а потом уже переходя на более серьезные виды деятельности.

Самая важная задача - научить ребенка учиться. Я как-то столкнулась с цифрами и подумала, как много должен уметь ребенок, оканчивающий начальную школу: прочитать более 500 произведений, не считая внеклассного чтения, выполнить более 200 упражнений по русскому языку, выучить более 150 правил по русскому языку и математике, усвоить несколько сотен новых понятий. Видя эти цифры, надо думать о том, каким образом все это сделать.

Все дети разные. У меня бывают классы по 25, 30 и даже более человек. Учителю, конечно, не хватает времени, ему нужно создать коллектив, научить его всем правилам, а еще понять каждого ребенка. Сложных детей в классе обычно бывает человек пять, они не воспринимают процесс обучения так, как его можно было бы воспринять. Естественно, при этом учителю надо использовать различные новые формы и методы работы. Уроки должны быть занимательными, а для гиперактивных детей можно использовать «конторки Базарова» - поставил временно такого ребенка, и пусть он постоит. Это полезно.

Мы знаем, что бывает так: не сложились отношения, учитель и ученик невзлюбили друг друга, у них нет контакта.

Но такого не бывает в начальной школе. Тут у педагога с детьми реже случаются конфликтные ситуации, чем со взрослыми - с родителями и бабушками. Если такое происходит, то, к сожалению, все транслируется на ребенка. И здесь главное - искать взаимопонимание.