- Думаю, что подобных кабинетов, имеющих все необходимые современные средства обучения, немного. Существенно будут отличаться по этому критерию городские и сельские школы. Оснащение предметного кабинета непосредственно влияет на эффективность обучения и качество получаемого образования в целом. Полностью укомплектованный учебный кабинет должен обеспечить качественное и полное выполнение всей практической части программы. Все необходимые практические и лабораторные работы, опыты в классе и вне класса должны выполняться учащимися самостоятельно.

Одной из главных задач национального проекта «Образование», третий год реализующегося во всех школах России, и стало именно повышение качества знаний и формирование у учащихся способностей применять эти знания на практике в непосредственной жизни и деятельности. Достичь этого можно за счет обеспечения школьных кабинетов необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

В рамках этого проекта издательство «Дрофа» уже третий год выигрывает конкурс на поставку оборудования для оснащения учебного кабинета географии, а в 2007 году получило также право на оснащение оборудованием и учебными пособиями кабинетов русского языка и литературы российских школ. Проблема, связанная с нормальным оснащением предметных кабинетов в наших образовательных учреждениях, стояла всегда. Но решить его на одном голом энтузиазме работающего в нем учителя было невозможно, для этого необходимы серьезные инвестиции. И сегодня радует тот факт, что к решению проблемы оснащения предметных кабинетов подключилось и государство. Реализация национального проекта - реальное тому подтверждение.

- Владимир Иванович, в связи с чем встал вопрос о комплектации учебных кабинетов?

- Любой школьный предмет, как и любая область знаний, содержит теоретические и практические разделы. На мой взгляд, в нашем российском образовании традиционно большое внимание уделялось и уделяется формированию теоретических, фундаментальных знаний, часто в ущерб второй прикладной компоненте. Но жизнь ставит перед нами новые задачи, прежде всего необходимо научиться использовать полученные теоретические знания на практике. Знания не должны откладываться в головах школьников мертвым грузом, они должны помогать им жить и работать. Как географ, я хочу привести один пример. Вы можете теоретически знать понятие «азимут», но если вы никогда не пользовались компасом и не знаете, как сориентировать имеющийся компас с картой или планом, то теория вам не поможет выбраться из леса, даже если у вас будет карта местности. А вот если вы действительно не на уровне определения понятия «ориентирование», а непосредственно на практике в поле или в лесу научились ориентироваться на местности, то вы можете выйти к цели своего маршрута и без компаса, и без карты, ориентируясь, например, по солнцу и часам.

Перекос в сторону теоретических знаний привел к тому, что наши ребята, даже имеющие хорошие и отличные оценки, в большинстве своем совершенно беспомощны в практической жизни, когда требуется свои знания применить в решении практических задач. Помните, был фильм, в котором современный парень попал в Средние века и провел у них телефон, водопровод и другие блага цивилизации. Многие из наших подростков смогут это сделать сегодня? Вряд ли. А ведь изучали.

Не следует забывать, что есть и другая причина излишней и зачастую вынужденной теоретизации знаний - это отсутствие современной лабораторной базы в школах, нехватка наглядных пособий, оборудования.

Чтобы ставить задачу на повышение качества образования и приведения его в соответствие с требованиями современного постиндустриального информационного общества, необходимо прежде всего создать все условия для качественной организации учебно-воспитательного процесса. Необходимо уже сейчас, а не через год или два, когда будет принят стандарт второго поколения, оборудовать учебные кабинеты в школах и вузах всем, что необходимо для экспериментальной и исследовательской работы школьников и студентов. Занимаясь практической деятельностью, обучаемый станет вновь и вновь самостоятельно обращаться к теории, знания которой ему будут необходимы для выполнения его проекта.

Разумеется, мы не смогли бы выиграть такой серьезный конкурс, если бы не обладали солидным багажом разнообразных наработок. Так, издательство «Дрофа» подготовило большое количество всевозможных комплектов наглядных пособий по различным предметам, а также интерактивных карт по географии и истории.

Необходимо добавить, что в комплект для кабинетов географии наряду с учебниками, наглядными пособиями и различными картами входит также разнообразная дополнительная научно-познавательная литература. Прежде всего это наша 20-томная «Библиотека путешествий». Для кабинета русского языка и литературы подготовлена обновленная серия «Библиотека отечественной классики» и новая серия «Библиотека зарубежной классики».

Хочу отметить, что эти серии книг отличаются от аналогичной продукции других издательств своей нацеленностью на учебный процесс. В книги включены подробные вступительные статьи, комментарии, дополнительный материал.

Подобные книги расширяют кругозор ребенка, углубляют его знания по конкретному предмету, являются хорошим помощником в изучении различных предметов.

- В оснащение кабинета географии помимо учебников, карт и наглядных пособий и дополнительной литературы входят глобусы, компасы, барометры?

- Разумеется, оборудование для кабинета значительно шире, чем просто набор наглядных пособий и книг. Непосредственно продукция издательства «Дрофа» в этих поставках составляет около 60 процентов, нам приходится покупать в других организациях, к примеру, глобусы, барометры... Именно поэтому мы и не стали участвовать в тендере на поставку кабинетов физики и химии, ведь тогда нам бы пришлось превратиться в торгово-закупочное предприятие.

- Каковы перспективы работы издательства «Дрофа» в направлении оснащения учебных кабинетов?

- На мой взгляд, чрезвычайно перспективным является направление, связанное с формированием кабинета по дошкольному обучению в рамках детских садов. Это важно вдвойне. Во-первых, в связи с улучшением демографической ситуации в стране, кроме того, необходимо гарантировать детям равный старт независимо от материального положения их семей. Предшкольное обучение и развитие, на мой взгляд, как раз и решат эту проблему, обеспечат подготовку к занятиям в первом классе. Причем эти вопросы должны решаться на должном психолого-педагогическом уровне. Наличие полностью укомплектованного учебного кабинета и лаборатории дошкольного обучения помогло бы воспитателям детсадов и родителям подготовить ребенка к школе, не навредив ему в самом начале его обучения.

Еще одно перспективное направление - поставки оборудования для кабинетов русского языка в национальных школах. Думаю, это государственная задача, ведь русский язык организует и объединяет нашу державу.

- Входят ли в оснащение кабинета географии мультимедийные продукты?

- Разумеется, сегодня в этом вопросе у нас идет работа сразу по нескольким направлениям. Создаются интерактивные карты и наглядные пособия. Интегрируются содержание нескольких карт или таблиц, и их плоское изображение превращается в электронный образовательный интерактивный продукт, дающий возможность наглядно иллюстрировать тот или иной процесс, явление в природе и обществе, причинно-следственные связи.

- Владимир Иванович, есть ли уже какие-то отклики из регионов на поставленные кабинеты?

- Да, нам приходили не раз благодарственные письма из школ, муниципальных и региональных управлений образования, в которых говорится о том, что наконец-то у учителей появилась возможность использовать на уроках интерактивные доски, которые мы тоже поставляем, разнообразные мультимедийные продукты, самые современные географические карты. Хочу подчеркнуть, что все поставленное нами оборудование самое современное, изготовленное в прошлом или нынешнем году. Особенно строго мы подходим к изготовлению географических карт, вносим все те изменения, которые происходят в связи с интеграцией субъектов Федерации. Кстати, мы не только обновляем карты, учебные таблицы, содержание пособий, но и расширяем перечень наших учебных книг и дополнительной литературы. У нас появились также новые справочники по географии. Так, справочник по социально-экономической географии (сост. В.Н.Холина и др.) произвел настоящий фурор в России. Весьма интересен также «Атлас Солнечной системы», разработанный под руководством доктора физико-математических наук К. Б. Шингаревой, кроме того, у нас выходит элективный курс под редакцией космонавта В.П.Савиных «География внеземных территорий». Совсем недавн о вышел учебник для профильной школы «География для 10 класса» (авт.В.Н. Холина).

- Поставки кабинетов географии, оборудованных издательством «Дрофа», идут во все регионы России?

- Регионы определяются ФАО, и рассылка производится в заранее определенные места. Постепенно все школы могут получить данный комплект оборудования.

В завершение хотелось бы сказать, что насыщение предметных школьных кабинетов необходимым оборудованием, учебной и дополнительной литературой - это прямой шаг к решению такой важнейшей государственной задачи, как повышение качества российского образования.