Подход фельетонный, или «Какой типаж!»

Есть два полярных вида учителей, между которыми часто возникает противостояние: молодые неформалы и опытные «старички».

Молодежно-неформальный вид

У молодых учителей-неформалов свои представления о воспитании детей. Главный принцип - «Долой авторитеты!» Неформалы жаждут ребячьей привязанности. Для этого в ход идут запрещенные методы: пародирование завуча, фальшивый интерес к исполнителям в стиле рэп и полное презрение к дежурству в школе.

Такие учителя часто добиваются того, что дети им начинают доверять больше, чем родителям. Конечно! Они ведь в отличие от предков всe понимают. Правда, обычно к середине учебного года восторженный ученический угар заметно ослабевает. Старшеклассники, например, с ужасом обнаруживают, что Мураками, Вийон, Бодлер и Пелевин опять не вошли ни в одну из программ для поступающих! А Достоевский еще как вошел!

Неформалы редко задерживаются в одной школе более двух лет - их выкрутасы утомительны для коллектива и чреваты родительскими жалобами.

Вид опытный и закаленный в педагогических боях

Их можно узнать по ленивым жестам и по равнодушным взглядам. У них - дом, дети, муж. Отсидеть бы шесть часов в школе - и свобода! Они ни во что не вмешиваются, из-за них не возникает скандалов.

Такие учителя аккуратно вписывают программу в журнал, позевывают и задают следующий параграф. Класс послушно его переписывает, так как знает, что этот учитель может наставить плохих оценок. И их потом уже не исправишь - поймать опытных педагогов после уроков невозможно!

Они ставят тройки только самым ленивым или зловредным, поэтому процент успеваемости у таких «мудрых» педагогов стахановский!

Зачастую они разносят по школе сплетни и активно льстят администрации. А в конечном итоге делаются нужными и незаменимыми. Директор хвалит их за «высокий процент», завуч - за аккуратное следование программе. И опытники уверенно продвигаются по карьерной лестнице.

Подход практический, изначально лингвистический

Лингвистический - потому, что предложила его ученый, профессор Института иностранных языков им. М. Тореза, преподаватель Зоя Михайловна Цветкова. Это образная классификация учителей с точки зрения их отношения к ошибкам учащихся.

«Тигры в засаде». Такие учителя как бы предвкушают ошибку, порождая у обучающихся чувство неуверенности. Они никогда не смогут создать атмосферу доверительного общения и стать сотрудниками учащихся.

«Равнодушники». Эти учителя зачастую вообще игнорируют ошибки учащихся. Иностранный язык с таким учителем дети знать не будут точно.

«Подкладывающиеся». Они подсказывают ученику правильный вариант ответа либо сразу, как только ошибка сделана, либо даже не дожидаясь ее возникновения. При этом у такого рода учителей возникает иллюзия, что учащиеся вполне сносно владеют предметом, в то время как любой тест свидетельствует об обратном.

Оптимален четвертый тип учителя, который при возникновении ошибки подсказывает «зону», где надо искать правильный вариант, и оставляет учащегося «в ответственном одиночестве», предоставляя ему возможность самому решить языковую или смысловую задачу. Так поступает учитель-сотрудник. Лучший тип учителя.

Источник: «Библиотека начинающего педагога» (http://suhnad.ucoz.ru) - персональный сайт Надежды Ильиничны Воробьевой, старшего методиста Бендерского политехнического филиала Приднестровского государственного университета.