Наиболее активно работала 30-я школа с углубленным изучением отдельных предметов. Там завязали отношения с наибольшим количеством школ-партнеров. Это учебное заведение предоставляло свои образовательные услуги 48 ребятам из других школ. Речь идет о факультативах, элективных курсах, семинарах по предметам, особенно интересующих молодежь. Школа №14 «Зеленый шум» оказывала образовательные услуги 26 «посторонним». 37-я школа помогала 22 ученикам, которые захотели в ее стенах получать дополнительные знания.

На оснащение этих трех ресурсных центров из федерального бюджета выделено более девяти миллионов рублей. С сентября 2008 года планируется открытие еще трех ресурсных центров на базе гимназии города Волжского, школы №32 «Эврика-развитие» и школы №34.

Для администраторов системы образования это был настоящий экзамен, и они его выдержали, так считает исполняющая обязанности начальника городского управления образования Елена Геннадиевна ЛОГОЙДО.

- В основе всей работы лежала идея сотрудничества, - комментирует она. - Между учебными заведениями заключается договор о взаимном выполнении определенного объема учебной нагрузки. Предположим, в одной школе очень хорошо преподается английский язык, а другая сильна в математике. А ведь многие старшеклассники хотят и к ЕГЭ по математике хорошо подготовиться, и в английском поднатореть. Тогда они могут воспользоваться ресурсами обоих учебных заведений. Такой вид образования позволяет ученику выстроить собственный образовательный маршрут с использованием ресурсов нескольких школ, а не одной. И понятно, в чем привлекательность сетевого взаимодействия школ. Ребенок получает наиболее полный комплекс образовательных услуг. Ну а школы за счет дифференциации образовательных программ укрепляют свою материально-техническую базу. Ведь благодаря национальному проекту они, как ресурсные центры, получают новейшее оборудование и учебные пособия.

- Елена Геннадиевна, как на муниципальном уровне была воспринята эта идея? Критические замечания были?

- Идею организации сетевого взаимодействия предложили сами директора школ. Так что изначально отношение было позитивным. Все понимают, что сегодня предоставление качественного образования возможно только при условии максимальной концентрации ресурсов. Сетевое взаимодействие создает благотворную образовательную среду. Каждый школьник, желающий реализовать свои способности и интересы, получит такую возможность. Педагогическая общественность заняла конструктивную позицию - не критика, а помощника в осуществлении идеи.

- Каково было идти в неизвестность, ведь дело совсем новое? Какие неординарные управленческие решения понадобились?

- Одна из самых привлекательных сторон сетевого взаимодействия в том, что оно не требует каких-то экстраординарных методов или выделения дополнительных средств. Школы обладают финансово-хозяйственной самостоятельностью. Осуществляют взаимодействие в пределах собственного финансирования на договорной основе. Управленческие решения принимались на двух уровнях. На уровне школы нужно было определиться по поводу содержательной стороны (какие курсы нужны, объем, для каких классов и т.д.) И организационный момент - информирование детей и родителей, составление расписания. На уровне муниципалитета: проектирование, координация и нормативно-правовое обеспечение (разработка проекта сетевого взаимодействия, координация совместной деятельности школ, принятие Положения об организации сетевого взаимодействия, утверждение организационной схемы и плана-графика сетевого взаимодействия).

- В недавнем прошлом вы директор одной из ведущих школ Волжского. Личный опыт как-то вам помогает?

- Школа №32 «Эврика-развитие» с момента своего создания была инновационной. Уже тогда мы создавали для каждого ребенка индивидуальный учебный план, в классах вместе с классными руководителями работали тьюторы. Можно сказать, тогда реализовывалась нынешняя модель сетевого взаимодействия в миниатюре. Только роль школ выполняли классы. Конечно, приобретенный опыт очень полезен, потому что сейчас он стал основой для принятия управленческих решений на уровне муниципалитета.

- Как отреагировали учителя? Работа в сетевых группах, в сетевой модели поощрялась материально?

- Учителя-профессионалы, которым было предложено работать в сетевых группах, восприняли это с удовольствием. Можно отметить, как минимум, две причины, по которым новшество вызывало положительные эмоции. Во-первых, получать образование в сети хотят дети, которые имеют высокую мотивацию и действительно заинтересованы в реализации своих образовательных запросов, амбиций. Встреча и сотрудничество с такими ребятами доставляют педагогу-профессионалу великую радость. И второе: сетевой учитель может претендовать на дополнительное финансовое стимулирование в рамках новой системы оплаты труда. Кроме того, его труд поощряется морально - благодарственными письмами школы и управления образования.

- Идеологи национального проекта заверяют, что именно ресурсные центры воплощают черты Школы будущего. Классы, напичканные современной электроникой, новейшие электронные учебные программы, пособия и даже цифровые географические карты - все это приобретут в первую очередь ресурсные центры. А потрепанные плакаты, мелки и черные доски мало-помалу отойдут на второй план с появлением проекторов, интерактивных досок, ноутбуков и прочих достижений прогресса. Понятно, что ресурсные центры еще находятся в младенческом возрасте, но все-таки они востребованы?

- Безусловно. Мы делаем пока первые шаги. Всего по сетевой модели в Волжском обучались 136 школьников: 47 девятиклассников и 87 одиннадцатиклассников. Особой популярностью у них пользовались программы по подготовке к ЕГЭ и программы естественно-научного цикла. В сетевых группах работали 15 учителей. Группы создавались разными способами: иногда школы приглашали «чужих» детей в уже имеющиеся группы, в других случаях они комплектовались только из учеников «со стороны». Управлением образования был составлен и утвержден муниципальный сетевой план-график, в котором отражалась полная информация об организации сетевых курсов. Ведь интерес к ним большой, особенно у выпускников.

- И главное, по-моему, в том, что ресурсные центры не существуют обособленно и замкнуто. Допустим, моему ребенку не довелось учиться в «Эврике» с 1-го класса, но классе в 11-м он может туда попасть.

- В ресурсных центрах за счет мощного федерального и регионального финансирования будет собрано все лучшее в материально-техническом и учебно-методическом плане. Учебные кабинеты, ЭОР, компьютерное и мультимедийное оборудование, интерактивные доски. Плюс к тому, не забудем, это школы, обладающие мощным педагогическим потенциалом, имеющие образовательные традиции по различным направлениям. Миссия ресурсных центров заключается в том, что, являясь муниципальными, они открыты для всего города.

- Елена Геннадиевна, можно ли говорить о первых результатах этой работы?

- Попробую. Во-первых, это организационный результат. Целью первого года эксперимента была отработка механизма сетевого взаимодействия по модели ресурсного центра. Мы настраивались на выявление возможных рисков и способов их устранения. Так, например, риск, связанный с превышением максимальной нагрузки школьников, планируется минимизировать за счет создания индивидуальных учебных планов для всех школьников в сети. В индивидуальном учебном плане будет определен персональный набор базовых и дополнительных курсов, общий объем которых не должен превышать 36 часов в неделю. Теперь о качественных результатах. Дети получили возможность по своему выбору строить собственную образовательную траекторию и раскрывать свои способности, обучаясь у лучших учителей города. Родители удовлетворены качеством подготовки детей к ЕГЭ, а учителя теперь могут реализовать свой творческий потенциал и получить дополнительное материальное стимулирование.

Волжский, Волгоградская область