За сим президент академии сообщил коллегам пренеприятнейшее известие, касающееся оптимизации бюджетных средств. Слова Николая Никандрова о том, что это решение Минфина может повлечь за собой утрату независимости и сокращение штата РАО, взволновали академиков. Поэтому на расширенном заседании в основном обсуждались не итоги и планы работы учреждения, а действия правительства.

По словам ректора Пятигорского государственного лингвистического университета Юрия Давыдова, оптимизация - не что иное, как наступление на науку и образование.

- Деньги в стране есть. И немалые. Конкретно - 500 миллиардов долларов, которые находятся в тени, - считает Юрий Степанович.

На выступление ректора Владимир Филиппов ответил, что идея повышения эффективности бюджетных средств не была взята с воздуха и имеет под собой четкие основания. Таковых на сегодняшний день три.

- С июля и до конца прошлого года правительство и Министерство образования каждый понедельник проводили оперативные совещания, на которых обсуждался только один вопрос: как быстрее израсходовать бюджетные деньги. Однако подведомственные вузы все равно вернули в бюджет примерно 400 миллионов рублей. А все потому, что некоторым ректорам было лень перекинуть 5-7 миллионов на другие статьи. Вот почему премьер-министр Михаил Касьянов не мог не создать комиссию по повышению эффективности бюджетных средств, - объяснил главный учитель страны.

Всего в государственный кошелек министерства и ведомства отдали 100 миллиардов рублей. Другими словами, три миллиарда долларов оказались никому не нужными.

Помимо этого, правительство решило привлечь все госструктуры к поголовному исполнению бюджетного кодекса, где прописано, что прямыми бюджетополучателями являются федеральные органы исполнительной власти. Научные учреждения, академии и вузы таковыми не являются. Значит, их надо прикреплять к соответствующим министерствам и ведомствам, что грозит потерей независимости, либо вносить поправки в закон - отдельной строкой внести дополнительных бюджетополучателей.

Последний аспект оптимизации касается налогов.

- Чтобы экономика заработала, многие предлагают снизить налоги, - сказал министр образования. - Но тогда мы получим выпадающие, то есть недостающие, налоги. Зная это, министр финансов Алексей Кудрин пошел на уступку и в бюджете 2004 года снизил налоги на промышленность. А это примерно 75 миллиардов рублей. Спрашивается, откуда взять выпадающие налоги? Ясно откуда - из социальной сферы.

С министром образования принципиально не согласился аудитор Счетной палаты, отвечающий за контроль расходов федерального бюджета на социальную сферу, науку, образование, культуру и здравоохранение Юрий Воронин. По его словам, оптимизация - это шоковая терапия при профицитном российском бюджете: почти 200 миллиардов рублей превышения доходов над расходами. И об этом мы заявили на весь мир. Программу повышения эффективности использования бюджетных средств можно проводить только в том случае, если все вузы, подчиненные богатым министерствам, переведут в ведомство Минобразования. Если же оптимизация пройдет в том виде, в каком она предложена сейчас, то это будет серьезной подножкой президенту России перед выборами.

Президента РАО Николая Никандрова оптимизация также не вдохновляет, но он все-таки попросил коллег вернуться к обсуждению итогов и планов работы академии.

В прошлом году сотрудники учреждения сделали немало. Совокупный научный продукт академии составил более 500 учебников и учебно-методических пособий и программ, а практически каждый четвертый учебник, рекомендованный Минобразованием на 2003-2004 учебный год, подготовлен учеными РАО. В области психологии были достигнуты значимые результаты в исследованиях, связанных с поведением людей в экстремальных ситуациях. В связи с трагедиями в учебных заведениях Якутии и Дагестана этот труд более чем актуален. Также созданы психолого-диагностические методики оценки развивающего эффекта образовательной среды.

В 2002 году была обоснована система требований подготовки конкурентоспособных рабочих в учреждениях НПО и сформированы принципы планирования инновационной образовательной деятельности в системе СПО и методы оценки качества подготовки специалистов. Определены основные направления развития информатизации системы непрерывного образования, сформулированы оценки качества дистанционного образования, разработана и адаптирована теоретическая модель системы дистанционной образовательной поддержки учителя. Внесен ряд предложений по изменению и дополнению действующего законодательства, а межпарламентской ассамблей СНГ приняты разработанные РАО модельные законы об образовании взрослых, о последипломном образовании, о просветительской деятельности. Весьма значимая роль принадлежит региональным исследованиям.

В 2003 году запланирована реализация 18 комплексных программ, в составлении которых академики избежали неоправданного дублирования с Минобразованием. Особое внимание в этом году будет уделено стратегически важным направлениям модернизации образования и тем вопросам, которые в образовательной практике вызывают наибольшие трудности. Во-первых, это структурные и содержательные инновации дошкольного и общего образования, совершенствование содержания образовательного процесса на основе госстандратов, профильное обучение, ЕГЭ, реструктуризация сельской школы. Во-вторых, конституциональная перестройка НПО и СПО. В-третьих, выработка объективной системы оценки качества образования и, в-четвертых, развитие воспитания детей с неблагополучным социальным положением и искоренение беспризорности.

Также ученые обсудили программу подготовки к 60-летию РАО. Согласно докладу вице-президента академии Давида Фельдштейна юбилей, который состоится в октябре 2003 года, обещает быть грандиозным.