В текущем году в России также наметилась тенденция снижения количества пожаров. Их зарегистрировано около 194 тысяч в промышленности и жилом секторе, что на 7,8% меньше по сравнению с тем же периодом 2002 г. Однако продолжает расти тяжесть их последствий: погибших на пожарах стало больше на 2,8%, увеличился также ущерб от пожаров.

В ходе проведенных в 2003 г. спасательных операций было спасено свыше 120 тысяч человек. Наиболее успешной стала операция по спасению шахтеров в Новошахтинске Ростовской области, за проведение которой ряд сотрудников МЧС удостоен государственных наград.

В течение этого года подразделения Государственной противопожарной службы совершили около 2 млн. выездов на тушение пожаров, спасли более 76 тысяч человек и сохранили материальные ценности на сумму свыше 18,5 млрд. рублей.

В последние 2 года финансирование закупок пожарной техники, оборудования и имущества за счет федерального бюджета увеличилось в 5 раз. Только в текущем году на эти цели было направлено более 1 млрд. рублей.

В 2003 г. в целях профилактики пожарной безопасности сотрудники Государственного пожарного надзора обследовали около 4 млн. объектов, устранив при этом более 1,5 млн. нарушений. Вместе с тем обстановка с пожарной безопасностью в России продолжает оставаться сложной.

В текущем году активно реализовывались мероприятия по снижению рисков и смягчению последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Региональные программы по управлению рисками чрезвычайных ситуаций сегодня разработаны и реализуются в 61 субъекте РФ.

Практически во всех субъектах РФ завершилась работа по созданию и оснащению региональных и территориальных центров мониторинга и прогнозирования, за исключением Ненецкого и Коми-Пермяцкого АО.

В 2004 г. мероприятия по развитию систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций по-прежнему будут носить приоритетный характер. Продолжится также работа по развитию центров космического мониторинга, а в Республике Башкортостан пройдет эксперимент по внедрению современных механизмов управления рисками чрезвычайных ситуаций.

Более целенаправленно будет вестись работа по оптимизации структуры и улучшению материально-технического обеспечения пожарных подразделений, а также передачи функции тушения пожаров органам исполнительной власти субъектов РФ.

Планируется также начать формирование мобильных спасательно-пожарных отрядов, которые будут использоваться в районах со слабо развитой спасательной инфраструктурой. В 2003 г. в порядке эксперимента уже созданы Центральный пожарно-спасательный центр (Реутов) и Региональный специализированный пожарно-спасательный отряд УГПС МЧС Камчатской области.

В соответствии с поручением Президента РФ в 2004 г. МЧС России планирует подготовить и представить на рассмотрение проект Федерального закона «О государственных спасательных силах».

Важным направлением совершенствования системы управления является создание Единой дежурно-диспетчерской службы на базе телефона «01». Такие службы уже функционируют в полном объеме в 51 субъекте Федерации, а в порядке первой очереди — в 37 субъектах РФ.

Важной составной частью защиты населения и территорий является научно-техническая политика. Планируется завершить разработку среднесрочной программы научно-технической деятельности МЧС России на период до 2010 г. с выделением в ней приоритетов в области пожарной безопасности и защиты населения.