Реформа - это экономия

Реформирование Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ позволило сэкономить значительные государственные средства, считает Сергей Шойгу.

«Реформирование мы начали достаточно давно, это было связано с недостаточным финансированием. Исходя из этого, 5 лет назад мы начали реформу по укрупнению наших подразделений», - сказал главный спасатель России. И пояснил, что было сокращено 16 полков МЧС и на их месте создано 11 спасательных центров. «Мы довольно серьезно сэкономили средства на коммунальные платежи, на транспортные расходы и на много-много других вещей», - отметил глава МЧС. По его словам, в мае было завершено сокращение войск гражданской обороны. Оно составило 25%.

Высвобождаемые средства направлены на закупку техники и повышение должностных окладов сотрудникам, сообщил Шойгу. «Это позволило привлечь специалистов хорошего уровня, - сказал он. - В итоге, чем лучше мы будем работать, чем профессиональнее будет наша подготовка, тем выше будет зарплата».

Министр также сообщил о планах реформирования надзорных органов МЧС. «Надзор сегодня - это серьезное препятствие, особенно для малого предпринимательства», - отметил он.

В МЧС не так уж много генералов

Глава МЧС опроверг распространенное в СМИ мнение о большом числе руководящих должностей в своем министерстве и больших бюджетных затратах на его работу. Бюджет министерства со всеми программами составляет 17 млрд. рублей - 5% бюджета Минобороны, сообщил он. При этом финансирование на одного военнослужащего МЧС составляет лишь 2/3 от финансирования военнослужащего Минобороны.

По поводу дополнительных выплат из бюджета на нужды МЧС, Шойгу пояснил, что эти выплаты вызваны «не отношением к МЧС, а отношением к пострадавшему населению».

В штате министерства работает 371 тысяча человек, в том числе 86 генералов. Таким образом, в среднем у одного генерала МЧС в подчинении 23 тысячи человек.

Вместе с тем Сергей Шойгу считает, что делом гражданской обороны в России занимается около полумиллиона человек, в том числе штатные сотрудники МЧС, 68 тысяч преподавателей гражданской обороны в школах и средних учебных заведениях, около 7 тысяч участников добровольных спасательных бригад.

Уроки «Норд-Оста»

Спасательные подразделения МЧС, как заявил Сергей Шойгу, сделали выводы из опыта организации спасения заложников, пострадавших при захвате Театрального центра на Дубровке 23-26 октября прошлого года. «Мы вообще из каждой чрезвычайной ситуации делаем выводы, может быть, это проходит для большинства незаметным». В частности, по его словам, после теракта в токийском метро, когда в результате газовой атаки и возникшей давки погибли люди, МЧС РФ изучало опыт японских спасателей на месте. «Мы выехали в Японию, чтобы изучить ситуацию на месте. Потом вернулись и построили на нашем полигоне макет станции метрополитена и начали отрабатывать приемы спасения из метро», - сказал министр. Он добавил, что по опыту спасательных операций «были внесены изменения в программу подготовки российских спасателей».

И никакой коммерции

Глава МЧС опроверг слухи о том, что спасатели его ведомства якобы предоставляют платные услуги населению. «Наши работают за государево жалованье, и никаких поборов не существует», - заявил он. Что касается появления негосударственных спасательных служб в ряде регионов России, то глава МЧС дал этому факту неоднозначную оценку. «С одной стороны, хорошо, что появляются добровольные спасательные подразделения, но, к сожалению, в некоторых субъектах эти структуры становятся коммерческими и политическими», - сказал Шойгу. Он напомнил, что негосударственные спасательные отряды, например, в Москве занимаются, в частности, открыванием дверей за деньги.

Первым делом - самолеты

Экспорт самолетов-амфибий Бе-200 возможен только после того, как МЧС России создаст эскадрилью подобных самолетов, заявил Сергей Шойгу. «Сейчас все заинтересовались - Италия, Франция, Китай. Сначала мы у себя здесь создадим эскадрилью, а потом уже будем заниматься зарубежными странами», - сказал он. «Я получаю массу телеграмм, что есть такие самолеты, почему их не покупают и не используют. Мы 10 лет строили этот самолет, начиная от научно-исследовательских работ и заканчивая испытаниями. В этом году мы получили первый серийный самолет Бе-200», - сказал министр.

Многоцелевой реактивный самолет-амфибия Бе-200 разработан Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Бериева. Он может эксплуатироваться с аэродромов, длина взлетно-посадочных полос которых не превышает 1800 метров, а также с внутренних и морских акваторий глубиной не менее 2,6 метра (при высоте волны до 1,2 метра). Экипаж 2 человека.

Конструктивная особенность нового самолета - возможность быстрого его переоборудования для выполнения различных специальных задач (тушение пожаров, мониторинг, доставка в район ЧС команд спасателей и др.).