В рамках данного направления наиболее перспективными формами являются клубы по изучению права и центры самостоятельной юридической поддержки (помощи), уделяющие особое внимание в своей деятельности выпускникам профессиональных учебных заведений.

Особенностями занятий в клубах являются выявление участниками своих преимуществ, формирование навыков правового поведения, повышение коммуникативной культуры и уверенности в себе и своих способностях, для чего можно использовать социально-психологические тренинги, психологическое и правовое консультирование.

Центры самостоятельной юридической поддержки ориентированы на аккумулирование ресурсов (технических, информационных и т.д.) и открытый доступ к ним молодежи. Основными принципами деятельности Центра являются: самостоятельная работа клиентов в сочетании с квалифицированной консультационной помощью специалистов; доступность любой информации для каждого обращающегося.

Для обеспечения деятельности центра потребуются: банк юридической информации (предпочтительно на электронных носителях), подборки газет и журналов со статьями по правовой тематике, информация о службах и учреждениях поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; информационно-справочные материалы (нормативно-правовые акты, юридические справочники, перечень служб психологической помощи и т.д.); методические разработки по правовому воспитанию молодежи (буклеты, памятки, рекомендации, образцы документов, тематические подборки материалов из сети «Интернет» и т.д.).

Наряду с традиционными формами просветительской деятельности (лекции, беседы, встречи с представителями власти и правоохранительных органов), ориентированными на относительно пассивное восприятие, следует использовать интерактивные формы, стимулирующие интерес и социальную активность: тренинги, ролевые игры, дискуссии (диалоги и полилоги), участие в исследовательской деятельности. Интерактивные методы требуют учета невербальных способов взаимодействия, пробуждающих внутреннюю потребность в изучении права.

Большой интерес у молодежи вызывают дискуссионные методы: свободная дискуссия (ток-шоу, «круглый стол», диалог), регламентированная дискуссия (диспут, прения, дебаты).

Дебаты - это система формализированных дискуссий на различные темы. Две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов предоставляет прекрасную возможность для участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки. Дебаты развивают: логическое и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; навыки устной речи; эмпатию и терпимость к различным взглядам; уверенность в себе; способность работать в команде; способность концентрироваться на сути проблемы; стиль публичного выступления.

Существует много методов работы с дискуссионными проблемами. К их числу относятся:

«Панельная дискуссия», или «заседание экспертной группы», на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. В обсуждении принимают участие 4-6 человек с заранее назначенным председателем. Выступление каждого участника обязательно, но с установленным регламентом.

«Круглый стол» - беседа, в которой на равных участвуют все участники группы (5-6 человек), во время которой остальные учащиеся слушают и заполняют таблицу «Синтез» по модели: мнение - уточнение - вопрос. Каждые пять минут обсуждение прерывается, и класс задает вопросы группе, тем самым направляя и углубляя дискуссию.

«Форум» - обсуждение, похожее на заседание «круглого стола», только в этом случае группа вступает в обсуждение с классом, предъявляя на их суд определенную резолюцию по волнующей всех проблеме.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Обсуждение дискуссионных вопросов и проблем затрагивает часто личные убеждения и провоцирует эмоциональные реакции, что может вызвать сложности у педагога.

Правила работы с дискуссионными проблемами

1. Тема должна быть актуальной для общественной жизни страны и региона и в то же время представлять интерес для учащихся, учитывать их возрастные особенности и социальный статус.

2. Подготовьте материал или список литературы, который учащиеся должны будут прочитать, готовясь к дискуссии.

3. Выберите метод проведения дискуссии. Продумайте варианты начала обсуждения.

4. Составьте список вопросов, с помощью которых можно будет направлять обсуждение и концентрировать внимание класса.

5. Будьте нейтральны при представлении вопроса обсуждения.

6. Выработайте правила проведения дискуссии совместно с учащимися (например, критически относитесь к мыслям, но не к людям, чтобы попросить слова, поднимите руку, не прерывайте друг друга, не говорите одновременно, выслушивайте мнение других, даже если вы с ним не согласны, не уклоняйтесь от темы и будьте кратки и т.д.).

7. Во время проведения дискуссии делайте себе краткие пометки, которые помогут подвести итог.

8. Активно используйте невербальные знаки - жесты и мимика помогают управлять обсуждением, не прерывая его.

9. Следите за признаками затухания дискуссии. Смените задание, если дискуссия затухает.

10. Всегда оставляйте время для подведения итогов. Возможные вопросы для обобщения хода обсуждения: Каковы наиболее убедительные аргументы обеих сторон? Если по этому списку возникают вопросы, где можно получить дополнительную информацию? Если эта тема вас по-настоящему волнует, что вы можете сделать? Какие альтернативы и кому вы могли бы предложить?

Игра едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (умений и навыков), а на развитие способности к творчеству в целом. Ролевые игры рекомендуется использовать в правовом воспитании, так как они стимулируют активность молодежи; помогают им осваивать социально-правовые роли, выступая в нетипичных для них образах (прокурор, следователь, свидетель, адвокат, судья и т.п.). Игра - это условная деятельность, требующая нормативного поведения, предписанного правилами. В ее процессе создаются модели правомерного правового поведения. В учреждениях начального и среднего профессионального образования предпочтительнее проигрывать типичные ситуации из жизни представителя какой-либо профессии. Группа подбирает каждому наиболее конструктивный выход из ситуации со своей точки зрения. Однако мнение группы не всегда устраивает конкретного участника ролевой игры, тренера. Результаты этих занятий обсуждаются в группе.

Среди наиболее эффективных форм в современном обществе считаются дистанционные, которые требуют наличия в образовательных учреждениях компьютеров и справочных систем («Консультант», «Гарант», «Кодекс» и т.п.), умения работать с компьютерами. Достоинствами дистанционного обучения являются: высокий уровень самостоятельности учащихся в процессе освоения правовых знаний, наличие условий для формирования навыков работы с нормативным материалом.

Для развития нравственных качеств необходимо поощрять или инициировать участие молодых людей в социально значимых делах (например, волонтерская деятельность в правозащитных общественных объединениях), создании ученического самоуправления, молодежных общественных организаций - прекрасная возможность пробы сил для ребят, обладающих лидерскими качествами.

Среди форм правового воспитания, стимулирующих социально значимую деятельность, особое место занимает конкурс социальных проектов, основанный на использовании метода проектов. Нормативно-правовая составляющая данной деятельности заключается в использовании действующих норм права для решения социальных проблем и в разработке проектов законов, потребность в которых выявлена в процессе изучения ситуации, ее обсуждения (при разработке проектов нормативных актов необходимо просчитывать социальные последствия их регулирующего воздействия). Социальные проекты - это интегративная форма воспитательного воздействия, в ходе которой объекты (они же субъекты) воспитания (учащиеся, родители, педагоги, администрация) действуют совместно с широким кругом общественных и властных структур.

Эффективность предложенных форм правового воспитания во многом зависит от рациональной организации учебного пространства (удобное помещение с мобильной мебелью, современное оборудование, располагающая к общению атмосфера); наличия учебных материалов для интенсификации обучения (особое место занимают сборники действующих нормативно-правовых актов, видеоматериалы, публикации из журналов и газет правового содержания).

Результатом использования предложенных выше форм, приемов и методов правового воспитания должно стать:

приобретение опыта работы с источниками социальной (в том числе правовой) информации, включая использование современных средств коммуникации; критического осмысления правовой информации, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; анализа общественных явлений и событий; решения познавательных задач, раскрывающих типичные правовые ситуации; применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

развитие умений осуществлять поиск и систематизацию правовой информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица); различать в правовой информации факты и мнения, суждения и аргументы; устанавливать соответствие терминов и их определений, понятий и их признаков; используя правовые знания, излагать собственные суждения и аргументы по определенной социальной проблеме;

формирование позитивных жизненных установок, основанных на демократических ценностях современного общества;

получение знаний и навыков социального функционирования; способности строить собственное поведение в рамках имеющихся свобод, прав и обязанностей.

Социальный компонент. Социальное партнерство как условие оптимизации процесса правового воспитания

Процесс правового воспитания в образовательном учреждении будет проходить наиболее успешно, если в его организации будут принимать активное участие социальные партнеры: организации и частные лица, понимающие, что совместное участие в воспитании и образовании подрастающего поколения есть значимый ресурс развития региона.

Социальные партнеры создают компенсирующее пространство, позволяющее вывести учащегося из условной реальности в реальную жизнь.

Виды социальных партнеров и основные направления взаимодействия

Образовательные учреждения Псковской области и других регионов России

Наибольший потенциал заложен в координации взаимодействия с аналогичными учреждениями начального и среднего профессионального образования. Для оптимизации взаимодействия возможно создание координационного совета (на уровне администрации и преподавателей общественных дисциплин), действующего на основе плана совместных мероприятий по правовому воспитанию. Это позволит минимизировать затраты на организацию и проведение мероприятий, привлечь к сотрудничеству специалистов более высокого уровня, повысить эффективность многих современных форм и методов правового воспитания. Например, турнир дебатов «Школа толерантности» имел успех только благодаря хорошо организованному сотрудничеству образовательных учреждений.

Можно привлекать к сотрудничеству и других необходимых партнеров: школы, молодежные объединения и др.

Определенную помощь могут оказать студенты и преподаватели юридических вузов. В последние годы в г. Пскове развивается такая форма участия студентов-юристов в расширении доступа к бесплатной правовой помощи и правовом просвещении, как юридическая клиника. Одна из них действует в рамках уставной деятельности АНО «Псковский городской центр правового образования и воспитания молодежи».

Важную роль координационный совет по правовому воспитанию может сыграть в привлечении внебюджетных средств различных благотворительных фондов для финансирования деятельности (зарубежных, российских, региональных, местных). Проекты по правовому просвещению поддерживаются такими организациями и фондами, как Представительство европейской комиссии в России, «МАТРА» (посольства Объединенного Королевства Нидерланды), «За гражданское общество», «Точка опоры», «Новые перспективы», Комиссия по демократии посольства США и др. (образец заявки, получившей поддержку, представлен в пособии «Турнир дебатов «Школа толерантности». - Псков, 2003).

В целях формирования единой системы правового воспитания в регионе целесообразным, по мнению авторов, является создание Межведомственного совета по правовому воспитанию молодежи.

Общественные организации

Как правило, они заинтересованы в сотрудничестве с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, так как многие из них ориентированы на решение проблем молодежи в регионе. Представители общественных организаций могут предоставить ресурсы, принять участие в организации и проведении (или собственными силами в рамках уставной деятельности) мероприятий, деятельности координационного совета.

Органы и учреждения государственной власти и местного самоуправления

Партнерские отношения между органами и учреждениями власти и учреждениями образования строятся по следующим направлениям:

привлечение специалистов и должностных лиц для организации и проведения просветительских мероприятий в качестве экспертов, лекторов; сотрудников правоохранительных органов следует более активно привлекать к разработке планов по профилактике подростковой преступности и правонарушений;

предоставление материально-технических и иных ресурсов (организация региональных и местных конкурсов для молодежи по правовой тематике, поддержка проектов образовательных учреждений и общественных организаций, способствующих правовому воспитанию и просвещению молодежи);

оказание взаимопомощи (предоставление информации для определения стратегических направлений деятельности, приглашение специалистов для мониторинговых исследований, рекламных акций, проведение социологических и иных исследований) по решению актуальных проблем молодежи: с теми учреждениями государственной власти и местного самоуправления, которые в силу своих полномочий обязаны оказывать помощь молодым людям в защите их прав и законных интересов (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, молодежная биржа труда и т.д.).

Правовые аспекты трудоустройства молодежи, социальной защиты людей с ограниченными возможностями - поле взаимодействия с учреждениями и специалистами по социальной работе с населением. Как правило, молодежь имеет недостаточное представление о функциях и полномочиях учреждений, которые оказывают помощь в поиске работы, защите прав на труд, социальную поддержку инвалидов и т.д.

Коммерческие предприятия и предприниматели

Сотрудничество с предприятиями и предпринимателями необходимо строить на четком понимании взаимных интересов сторон. Взаимодействие с предприятиями и предпринимателями нельзя ограничивать только просьбами о материальной поддержке. В процессе поиска партнеров, подготовки и оформления отношений следует представить те значимые моменты, которые вызовут интерес и желание участвовать в совместных делах.

Учреждения культуры и дополнительного образования

Наиболее заинтересованными в сотрудничестве партнерами являются библиотеки, дома культуры, клубы, дома творчества, досуговые центры и др. При библиотеках создаются и успешно функционируют центры социальной, правовой и деловой информации. Имеется доступ к сети «Интернет».

Окончание. Начало в № 51