Следует отметить, что практика проведения образовательных программ в виде «Школы менеджера» или «Школы лидера» применялась во всех летних сменах, проводимых Межрегиональной общественной организацией детей и молодежи «Новая цивилизация». Во время занятий дети имели возможность пополнить свои знания по специальностям: «Я - экономист», «Я - эколог», «Я - политик», «Я - гражданин», «Я - спасатель», «Я - здоровый человек», «Я - житель земли» и «Я - россиянин», «Я - навигатор интернета», переходя от одной специальности к другой. К концу смены они знакомились с основами всех специальностей «Базового курса навигатора», проходя предлагаемый материал в течение 3-4 часов за один учебный день.

Особенность смены заключалась в том, что новая образовательная программа «Академия Ньюландии», предложенная ее участникам, была рассчитана на шесть интенсивных дней. Участнику образовательного фестиваля предлагалось стать студентом одного из восьми факультетов (по выбору): экономики, политологии, юриспруденции, самоуправления, социологии, режиссуры, компьютерных технологий, спортивно-прикладных дисциплин. На выбранном факультете подростки занимались интересующим их предметом по углубленной программе. Затем давалось два дня на подготовку дипломной работы. Студенты разрабатывали собственный проект, направленный на решение одной из актуальных проблем, которые стоят перед тем общеобразовательным учреждением, где они учатся, и/или местным сообществом, где они живут. При этом они могли получить дополнительные консультации у любого преподавателя академии по всем интересующим их вопросам. И в течение двух последующих дней участники публично защищали свои дипломные работы в присутствии сокурсников, администрации и гостей фестиваля.

Каким же образом зачисляли на факультеты? В лагере было 210 старшеклассников и преподаватели факультетов. На общем открытом собрании были представлены все факультеты. Каждый преподаватель рассказал об основном содержании и формах работы, ответил на интересующие ребят вопросы и т.д.

Чтобы попасть на тот или иной факультет, детям необходимо было написать заявление, а также заполнить официальные бланки «Резюме», «Автобиография».

В бланке «Резюме» ребята сообщали краткие сведения о себе и своих родителях, а также имеющийся опыт обучения по избранной специальности, опыт различных видов деятельности, включая участие в работе общественных организаций и движений. «Автобиография» была необходима, чтобы ребенок смог проанализировать основные ступени своей жизни, вспомнить свои достижения, оценить способности и желания, узнать что-то новое. Из этих документов преподаватель должен был увидеть, почему ребенок выбирает именно его факультет.

Следующим этапом стал сам отбор и зачисление на факультеты. Предвидя ситуацию «конкурса» на одних факультетах и недобора на других (предугадать интересы и увлечения детей невозможно), преподаватели организовали проведение вступительного теста (или собеседования), по итогам которого на каждый факультет зачислялось не более 30 участников фестиваля. Если же абитуриент получал низкий показатель по итогам тестирования, он имел право сдать документы и пройти тестирование на другой факультет (по его выбору), где оставались свободные места.

Наиболее востребованными оказались факультеты: спортивно-прикладной и экономики - сюда подало заявлений самое большое количество кандидатов (40 и 37 кандидатов соответственно). На факультет компьютерных технологий было подано 25 заявлений при наличии 10 вакансий. Да это ведь и понятно, после школьных экзаменов организация занятий на воздухе, в экстремальных полевых условиях может показаться единственной мечтой. Экономика сейчас очень популярна, да к тому же к знаниям сразу можно найти применение на практике в ходе экономической части игры «Ньюландия»: кто же не хочет знать, как открыть свою фирму или организовать свое дело? Ну а попутешествовать по виртуальному миру и создать свой Web-сайт - мечта любого «компьютерщика».

Примерно равное количество кандидатов пришло на факультеты самоуправления, социологии и режиссерский. Сюда шли, как правило, дети, уже имеющие опыт работы в социологических или пресс-центрах (в основном полученный на городских фестивалях «Новой цивилизации») или желающие попробовать себя на этом поприще, а также те, у кого был опыт (удачный или не очень) организации школьного самоуправления.

Факультеты юриспруденции и политологии «напугали», как отмечали впоследствии ребята, своим непонятным названием и настораживали,что «это будет, как в школе». Но опасения их оказались напрасными. Те, кто поступил на эти факультеты, отмечали, что занятия проходили интересно и необычно. Можно было поспорить, проявить свою смекалку, показать свою осведомленность в тех или иных вопросах или разобраться в непонятных. Студентам этих факультетов очень пригодились знания, полученные на занятиях при написании законов, проведении избирательной кампании по выборам президента и депутатов парламента Ньюландии.

Занятия проходили по два академических часа 2 раза в день - утром и вечером. На факультете экономики (преподаватель Сергей Кривенков) ребята знакомились с экономической системой общества, разбирались в вопросах спроса, предложения и колебания рыночных цен, изучали основы деятельности предприятий, производственного планирования и управления предприятием. Дипломную работу студенты факультета писали на тему «Бюджет игрового государства».

Главная задача юридического факультета (преподаватель Игорь Гребенник) - ознакомление с пакетом документов по организации школьного самоуправления. Кроме того, на факультете изучались вопросы: международное право на защите детства, основы российского законодательства, правовое поле современной российской школы.

Факультет политологии (преподаватель Вячеслав Высоцкий) готовил подростков к организации и проведению «Демократической республики» у себя в школе. Старшеклассники должны были научиться на уровне школы принять участие в инициативной группе по созданию игровых органов власти. Для этого студенты политологического факультета знакомились с политической властью как социальным явлением, с принципом разделения властей, политической системой общества, политическими режимами, избирательными системами.

На социологическом факультете дети знакомились с особенностями подготовки и проведения социологического исследования. На практике они учились составлять анкеты и вопросники для интервью. Обучались технике подготовки и проведения соцопросов и интервью. Факультет по самоуправлению (преподаватель Александр Прутченков) давал старшеклассникам знания по правовым основам организации самоуправления в общеобразовательном учреждении, основам моделирования самоуправления, ребята изучали типичные ошибки, которые возможны при организации ученического самоуправления и пр. Защита дипломной работы предполагала представление индивидуального проекта «Модель ученического самоуправления в моей школе». На спортивно-прикладном факультете (преподаватель Святослав Омельченко) дети учились выживать в окружающей жизни и в экстремальных условиях. Дипломные работы студенты представляли в форме макетов (раскладка костров, установка палаток, укладка рюкзаков, работа с походным инвентарем и снаряжением - пилы, топоры и пр.) и учебно-методических пособий в виде плакатов.

Цель факультета компьютерных технологий (преподаватель Дмитрий Сергеевич Скрипников) - научить основам интернет-технологий и сайтостроения. На занятиях изучались основы интернета, устройство и как работает интернет, ребята знакомились с историей развития интернета. Давались основы интернет-проектирования. Также изучались базовые инструменты для создания Web-ресурсов. Дипломная работа - написание и предоставление собственного проекта в виде доклада и собственного сайта. На режиссерском факультете (преподаватель Ольга Аверчук) студенты знакомились с историей театра, изучали основные театральные жанры. Кроме того, ребята на практике овладевали технологиями создания школьных праздников с элементами театрализации. Дипломная работа состояла в подготовке самостоятельных сценариев и организации и проведении различных театрализованных представлений во время пребывания на фестивале.

Одна часть детей с энтузиазмом восприняла возможность приобретения новых, дополнительных знаний, понимая, что у них просто не будет подобной возможности у себя дома, другая часть без энтузиазма отнеслась к необходимости снова «учиться». Участники социологического факультета незамедлительно отреагировали на подобные сомнения, результатом чего стало проведение социологического опроса «Ваше отношение к обучению в «Академии Ньюландии». Среди положительных черт подобной формы работы дети выделяли: уникальность знаний; интересные учителя; материал пригодится, когда вернусь домой; интересные формы проведения занятий.

Отрицательными моментами участники опроса считают: слишком продолжительные занятия по времени; не устраивают условия, в которых проводятся занятия; нужно больше иллюстраций, практики; не хочется диплом писать; летом вообще не нужно заниматься; не пригодятся эти знания; больше нравилось, когда была «вертушка» из разных обучающих программ.

Несмотря на разные мнения, после начала работы «Академии» не было замечено ни одного «отлынивающего» студента, занятия увлекли ребят, и практически каждый стремился применить полученные знания тут же на фестивале: студенты экономического факультета работали над составлением бюджета «Ньюландии», открывали свои фирмы, изучая спрос на рынке услуг; студенты юридического, политологического и факультета самоуправления принимали активное участие в предвыборной кампании, в проведении выборов, разрабатывали и издавали законы, по которым жили граждане «Ньюландии»; социологи соответственно проводили опросы («Ваше отношение к власти», «Самочувствие и настроение граждан Ньюландии», «Проблема трудоустройства жителей Ньюландии» и др.), интервью («Послы Открытой России: перспективы и ожидания», «Нужно ли самоуправление в школе», «Ваше отношение к вредным привычкам» и пр.), составляли рейтинги (рейтинг кандидатов в президенты, рейтинг наиболее интересных событий); на спортивно-прикладном факультете дети ходили в походы, учились ставить палатки, укладывать рюкзаки, ориентироваться на местности; студенты факультета компьютерных технологий создали сайт фестиваля «Академия Ньюландии-2003»; ну а начинающие режиссеры обеспечивали всю культурную программу смены, не давая скучать ребятам в вечернее время (ими были проведены театрализованная акция «Авиапутешествие: полет в Европу», «Венецианский карнавал», «Рыцарский турнир» и «Бал королевы», капустники).

Именно потому, что во время обучения в академии ребята в игровой форме отрабатывали полученные знания, к моменту защиты дипломных работ не было затруднений с определением их тем. И ребятам оставалось только оформить свои мысли и идеи в письменном виде и публично защитить их перед комиссией. На эту работу преподавателями было отведено два дня, во время которых любой из студентов имел возможность получить квалифицированную консультацию по теме своей дипломной работы или помощь в ее оформлении.

Анализируя результаты смены «Ньюландия - Академия-2003», мы смогли выделить как положительные, так и отрицательнее моменты, которые необходимо будет учесть при организации будущих летних образовательных фестивалей. В первую очередь следует отметить эффективность образовательной программы «Академия». Она предопределила хорошую теоретическую подготовку участников смены к комплексной политико-экономической игре, особенно в условиях, когда не все оказались знакомы с программой «Новая цивилизация». Что дала эта подготовка? В первую очередь - более быстрое, чем обычно, включение ребят в игровые процедуры (составление предвыборных программ, грамотное проведение выборов, комплектование министерств, организация собственного дела, практика законотворческой деятельности и т.д.). Во-вторых, темп игры был намного выше обычного, так, например, бюджет был сформирован и принят всего за два дня (это случается нечасто), министерства работали четко и самостоятельно.

В-третьих, знания, полученные на факультетах, часто были уникальны. Из бесед с детьми мы выяснили, что такой информации большинство из них не смогут получить у себя в школах. Не везде преподают, например, экономику, а там, где она и есть, знания даются зачастую невысокого уровня. А курса политологии, адаптированного до школьного уровня, официально не существует вообще. Для многих старшеклассников было открытием, что устав школы должен быть в свободном доступе для всех участников образовательного процесса, и учащиеся имеют право вносить свои предложения по его изменению, не говоря уже просто о возможности его прочтения и изучения. И самым важным моментом для нас был тот факт, что по возвращении домой, в свои школы, участники летнего образовательного фестиваля смогут применить полученные знания при организации ученического самоуправления.

На наш взгляд, включение в содержание фестиваля таких образовательных программ, как «Академия» с возможностью осуществления выбора, является одной из форм профориентации для старшеклассников. Здесь дети имеют возможность получить хорошую теоретическую подготовку по различным направлениям деятельности, а также попробовать осуществить свои планы в реальной практике.

Ольга СОЛОДОВА, старший преподаватель, Орловского ИУУ