Можно идти по проторенному пути: просто дать сумму знаний, понятий. Но нет такого предмета в школе, который бы воспитывал гражданина. Может быть, в семье? Безусловно, но здесь воспитание маленького человека зависит от позиции родителей и от их желания этим заниматься.

Тогда где и как можно воспитывать активных граждан своей страны? Видимо, этим нужно заниматься и в системе дополнительного образования, которое сможет найти тот метод, который поможет в воспитании юного гражданина. И он был найден. Это метод проектов, который, впрочем, является принципиально новым изобретением нашего времени. Он возник еще в 20-е годы ХХ века и всегда нацелен на результат и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. В зависимости от решаемой проблемы.

Американский философ Дж. Дьюи предлагал строить обучение детей на активной основе, через целесообразную деятельность детей, сообразуясь с личным интересом ребенка. Следовательно, для того чтобы проблема, над которой он будет работать, была для него интересна и важна, ученик должен выбрать ее сам. Это должна быть реальная проблема, взятая из жизни, которая окружает ребенка, и только тогда она будет значима для наших детей.

Выявив проблему, волнующую их, местное сообщество, ребята постараются ее разрешить или найти пути реализации. Вот здесь и нужен проектный метод, который поможет школьникам наметить план действий, реальные шаги по пути решения, спрогнозировать риски, которые могут возникнуть в результате разрешения проблемы, и увидеть реальные результаты своих действий.

Именно такие задачи ставит перед собой Всероссийская акция «Я гражданин России», которая была развернута в нашей стране с 2000 года. В нашем крае это движение получило развитие с 2001 года.

В чем ценность проектной работы в рамках акции «Я гражданин России»? Данный проект имеет важнейшие составляющие:

обучает новым социальным компетенциям;

прививает навыки аналитического мышления, критического переосмысления получаемой информации, навыки совместной работы, общения со взрослыми людьми, обращения в разные инстанции для решения своей проблемы;

ценностные ориентиры: любовь к малой родине, уважительное отношение к символам своей страны, уважительное отношение к истории своей Родины. Все вместе формирует активную гражданскую позицию через участие в социально значимой деятельности.

В период работы над проектом у ребят начинает формироваться и гражданская компетентность. И взрослые, родители и учителя, стараются всячески поддерживать это. Именно эта компетентность позволяет активно, ответственно и эффективно реализовывать гражданские права и выполнять обязанности, без которых невозможна жизнь в демократическом обществе.

В крае оформляется детско-взрослое движение «Я гражданин России», и Главное управление образования администрации Красноярского края поддерживает его. Благодаря управлению образования администрации края проходят краевые конкурсы детских социальных проектов, способствующие открытому диалогу с общественностью, властью и образованием.

Это не просто прожектерские мечтания о лучшей жизни у себя, на малой родине, а конкретные предложения, как сделать окружающий нас мир лучше. За три года появились территории, которые активно принимают участие в социальном проектировании и реально воплощают свои планы в жизнь: Енисейск, Солонцы, Красноярск, Большая Мурта, Бородино, Сосновоборск. Проектировочные команды говорят не только о своих планах по реализации проекта, но и о том, что конкретно предпринимается ими для решения своей проблемы. Местные власти стали помогать детям в осуществлении их проектов, которые приносят ощутимую пользу местному сообществу. Понятно, что без поддержки местной администрации многие проекты не были бы воплощены в жизнь.

Благоустройство микрорайонов, школьных дворов, приведение в порядок парков, аллей, посадка деревьев, ремонт детских площадок, социальная поддержка малоимущим, пожилым людям, инвалидам, ветеранам - эти проблемы волнуют подрастающее поколение. Это то малое, развивающееся действие, которое помогает ребенку ощутить свою нужность обществу.

С 2001 года при финансовой и моральной поддержке Главного управления образования администрации Красноярского края существует летняя школа социального проектирования «Я гражданин России». В течение 21 дня ребята расширяют свои знания об обществе, об отношениях в нем и понимают, как можно применить их в настоящей жизни. За время работы летней школы создается проект (его начальное видение), над которым они могут работать в течение учебного года со своими учителями, в своей родной школе, принеся реальную пользу местному сообществу.

В 2002 году общей темой для проектов были «Права ребенка», в этом году - тема «Толерантность». Почему выбрана была эта тема?

Мы разные и должны учить наших детей жить в этом многоликом мире, воспринимать спокойно людей других национальностей, культуры да просто других взглядов. Из-за неприятия другого, иного, чем я сам, и происходит большинство конфликтов. Следовательно, задача взрослых - научить детей жить в мире с собой и другими.

Общим «продуктом» летней школы стало создание книги «Толерантность». Она не только вся написана детьми, но и оформлена художниками нашей летней школы.

Эта тема буквально захватила ребят, а почему:

Терпимость

Главная, необходимая

Сплачивает, учит, разрешает

Люблю, уважаю, обожаю

Терпимость.

К. Брюханов

Толерантность

Необходимая, умная

Учит, воспитывает, оберегает

Она поможет всем

Любовь!

Т. Вингерт

«...Наша команда решила, что проблема нетерпимого отношения между взрослыми и детьми очень важна. Лично на меня ссоры в семье влияют намного сильнее, чем конфликты в школе. Наверное, потому, что в школе, с малознакомыми людьми я, да и многие у нас стараются вести себя спокойнее, сдерживая эмоции.

Взрослые не хотят и не могут порой понять ребенка, а он чувствует себя потерянным и никому не нужным. Подростки начинают искать выход из «лабиринта проблем» в наркотиках, алкоголе. А ведь все начинается с мелочей...»

Ксения Ушакова, 11-й класс

Красноярск

«Проблема взаимоотношений «отличников» и «двоечников» проявляется в том, что ребята, которые хорошо учатся, проявляют эгоизм, вызывая тем самым агрессию неуспешных учеников...»

Анна Ланг, 9-й класс

Уяр

Это лишь две проблемы, которые были выявлены ребятами для работы над ними. А всего в летней школе было создано 14 проектов. Школьники увезли с собой не только идеи, которые они видят у себя по данной проблеме, но и теоретические материалы для своих учителей по методу социального проектирования как на уроке, так и во внеклассной работе.

Родители тоже должны быть заинтересованы в проектной работе детей. Ведь ребята учатся сами решать многие проблемы, активно пытаются участвовать во взрослой жизни, приобретают навыки, которые формируют активную гражданскую позицию подрастающих граждан своего Отечества. Именно здесь, в проектной деятельности, тесно переплетаются теория и практика. Школьники получают знания, которые будут востребованы в реальной жизни и могут быть применены здесь и сейчас.

А для того чтобы детские проекты стали реальностью, необходимо приложить свои знания родителям и учителям. Именно здесь есть место для их совместной работы. Детско-взрослые проекты уже дают свои результаты, так как помогают взрослым лучше понять детей, принять участие в их деятельности, помогают детям определиться в жизни.

Надежда ПЕТРОВА, руководитель летней школы социального проектирования «Я гражданин России», председатель краевой ассоциации педагогов «За гражданское образование»