Терминокарта:

Блага

Экономика

Факторы производства.

Контрольные вопросы:

1. Какие два значения имеет слово «экономика»?

2. Кто стоял у истоков зарождения экономической науки?

3. Что изучает экономическая наука? Круг проблем.

Если посмотреть, о чем больше всего пишут российские газеты и говорит телевидение в начале XXI в., то обнаружится, что одна из основных тем - состояние экономики страны, проявляющееся в том, как растут цены, сколько денег тратится на образование, какие товары лежат на полках магазинов и что люди могут из этих товаров купить на свою заработную плату. Почему же об экономике идет так много разговоров, почему из-за нее спорят политики и простые люди, почему экономические новости иногда заставляют массы людей радоваться, огорчаться или тревожиться?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит разобраться во многих проблемах экономики и выяснить, что же это слово - «экономика» - означает. Задача эта тем более существенна, что в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называют способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Блага - все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».

Экономика - наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

Совершенно очевидно, что экономика как хозяйство включает в себя производство товаров и услуг, осуществляющееся как на гигантских заводах, так и в маленьких парикмахерских и кафе, т.е. торговля со всеми маленькими торговыми палатками, крупными универсамами и оптовыми базами является частью экономики общества. Не стоит уменьшать и роль государства - занимается экономической деятельностью, собирая налоги и предоставляя субсидии и дотации, внедряясь тем самым в сферу распределения доходов. Т.е. в устройстве экономической жизни есть три главных участника: семья (граждане), фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность как непосредственно, так и через рынки факторов производства (т.е. ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые непосредственно потребляются людьми).

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории (исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов). Экономическое исследование может осуществляться на двух уровнях анализа - микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономика имеет дело с конкретными экономическими единицами. Она изучает следующие проблемы:

как отдельный потребитель принимает решение о покупке тех или иных товаров и услуг, имея в своем распоряжении ограниченное количество денег, - экономика семьи;

каким образом отдельная фирма принимает хозяйственные решения (например, об объеме выпускаемой продукции) - экономика фирмы;

что лежит в основе формирования цен и объемов продаж на отдельных отраслевых рынках, в отдельных регионах (например, на рынке телевизоров) - экономика регионов;

каким образом функционируют рынки факторов производства: рынок труда, рынок капитала, рынок земли - экономика рынков факторов производства.

Макроэкономический анализ предполагает изучение экономики как единого целого. Основные проблемы, которые исследуются в макроэкономике, - это проблемы экономического роста, безработицы и инфляции - общеэкономические интересы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом.

Для закрепления данного материала можно предложить ученикам сразу или в конце урока следующее задание (лучше его сделать на карточках и предложить работать в группе по 2, 3 или 4 человека). Можно использовать две формы: ученики должны сами определить, к какому кругу проблем относятся данные вопросы, либо они должны согласиться или опровергнуть уже предложенные варианты.

Какое из следующих утверждений можно отнести к микроэкономике, а какое к макроэкономике:

1. Уровень безработицы в России в 1995 году составил 8,2% - макроэкономика.

2. В декабре 1995 года было уволено 30 рабочих с обувной фабрики «Скороход» - микроэкономика.

3. За 1995 год цены на потребительские товары в нашей стране выросли в 2,31 раза - макроэкономика.

4. Неурожай мандаринов в Грузии привел к повышению цен на мандарины на московских рынках - микроэкономика.

5. В течение 1998 г. объем национального производства в России сократился в реальном выражении по сравнению с декабрем 1997 года - макроэкономика.

Как же происходило зарождение и развитие экономической теории?

(Для раскрытия данного вопроса я предложила наиболее подготовленным ученикам опережающее задание - «История появления экономической науки»).

Материал, который подготовили дети, оказался очень интересным, и поэтому мне бы хотелось предложить его практически полностью.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н.э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима - Сенека (4-65 гг. до н.э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н.э.) и др. - исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формирование экономических концепций христианства, которое в последующем историческом процессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах на хозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простой хозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципы справедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетом затрат труда.

Однако мыслители древности еще не выделяли экономические явления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированного учения об экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название - политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, хозяйство, «номос» - закон). Таким образом, политическая экономия - наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в.

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» - купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности - международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы - Томас Манн (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма - государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле - используются и в современной экономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, что во время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходит лишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обмене богатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обмен равноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократия» в переводе с греческого - власть природы). Вслед за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль - сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даром природы. Отсюда рост богатства они связали только с единственным плодородием земли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представители Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) установили, что богатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех его отраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров.

А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув роль производительного труда, создал учение о доходах.

Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль). Это принципиально важное открытие, которое и позволило экономической теории в конечном счете стать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопического социализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия», Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад Ш.Фурье, К.Сен-Симон, Р.Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопического социализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась в основном в рамках марксистской школы.

К числу современных направлений экономической мысли относится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективную теорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматривается ими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступает спрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования и рационального использования ресурсов, оптимального использования факторов производства и достижения предельных результатов (основные представители этой школы - А.Маршалл, К.Кобб, П.Дуглас).

Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л.Вальрас), с помощью которой можно установить то, как спрос на товары и услуги влияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделить несколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское, институционально-социологическое. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в денежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и трактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина (1605-1680 гг.). Его взгляды - проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными, как И.Посошков (1652-1726 гг.), М.Ломоносов (1711-1765 гг.), М.Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А.Радищева, А.Герцена, С.Витте, П.Столыпина, Г.Плеханова и др. Они обосновывали необходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе проведения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развивались. Особую ценность представляют идеи Н.Кондратьева (1891-1938 гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А.Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма». Вот только некоторые данные, приводившиеся в докладе академиком Абалкиным. Часть ученых была выслана из страны в начале 20-х годов (И.Струве, С.Булгаков и другие). В 1929-1930 годах по процессу так называемой Трудовой крестьянской партии арестованы и впоследствии расстреляны такие известные ученые, как Н.Кондратьев, А.Чаянов, Л.Юровский и многие другие (около тысячи человек). Затем последовали процесс «Промпартии» и «чистка» Госплана, жертвами которых стали многие экономисты и статистики.

«Экономика в лицах - забытые имена»

Н.КОНДРАТЬЕВ

О длинных, или больших, циклах Кондратьева экономистам, читавшим западную экономическую литературу, известно давно. Хотя мало кто знал, кто такой Кондратьев, где и когда он жил и чем, кроме этих самых «длинных циклов», занимался. А личность-то была замечательная, ставшая известной широкому российскому (да и не только) читателю лишь в конце 80-х годов. Разделив судьбу многих талантливых людей, Кондратьев в 1930 году был арестован, в 1938 году расстрелян и реабилитирован только в 1987-м.

Окончив в 1911 году юридический факультет Петербургского университета, Кондратьев вплоть до Октябрьской революции активно работал в различных общественных и государственных организациях, связанных с проблемами сельского хозяйства и продовольственного снабжения населения. После революции - профессор Петровской (Тимирязевской) академии. Будучи широко образованным человеком, знавшим не только российские проблемы, но и современную ему экономическую теорию, становится в 1920 году директором Конъюнктурного института. Круг его интересов значительно расширяется. Получив доступ к огромному массиву данных об экономическом развитии различных стран мира, он предпринимает серию исследований длительных тенденций в движении отдельных экономических показателей ряда развитых стран.

Объектом своего анализа ученый выбрал движение индексов товарных цен, курсов ценных бумаг, депозитов, динамику заработной платы, внешней торговли, объемов производства в отдельных отраслях промышленности. В работу были вовлечены статистические показатели по Англии, Франции, Германии и США. На основе этой гигантской работы он и сделал свои выводы о существовании - помимо коротких (в 10-11 лет) - больших циклов экономической конъюнктуры. Они, как выявил ученый, состояли из длительных периодов ее подъема и спада, длящихся в целом по 50-60 лет.

Нельзя сказать, что предположения о существовании подобных длительных волн не делались ранее. Об этом писали многие экономисты и на Западе, и в России (в том числе Туган-Барановский). Заслуга Кондратьева состояла в том, что эту гипотезу он впервые подтвердил обширным статистическим исследованием, изложив свои результаты в статьях, опубликованных в 1925 и 1926 годах. И уже в 1926 году статьи Кондратьева о больших циклах были изданы в Германии, а в 1935 году - в Англии.

Эти работы сразу же принесли их автору международную известность и признание: его избирают членом Американской экономической ассоциации, затем - Лондонского статистического и социологического общества. В 1928 году в Институте экономики, где он выступил с докладом на ту же тему, была проведена дискуссия, и уже тогда в отдельных выступлениях прозвучали сомнения относительно марксистского характера данного исследования, ведь Маркс писал только о десятилетних циклах. Какие еще могут быть длинные циклы, тем более с повышательными фазами, когда капитализм обречен и должен вот-вот рухнуть? Итог стандартен: работы в этом направлении были прекращены.

Активно участвовал Кондратьев и в обсуждении проблем планирования, выступая за научно обоснованные темпы индустриализации, сбалансированные с развитием сельского хозяйства, за поддержку крестьянства и рыночных отношений в стране. Проект первого пятилетнего плана (разработанного под руководством Г.Струмилина) он подверг резкой критике за его нереалистичность, завышенность темпов, несбалансированность, особенно в отношении развития промышленности и сельского хозяйства. (Зиновьев назвал его критику «манифестом кулацкой партии»).

Как видим, все «преступления» - налицо. Блестящий ум, самостоятельность суждений тогдашнему руководству страны, взявшему курс на ускоренную индустриализацию, коллективизацию и милитаризацию экономики, были не только не нужны, но и казались опасными. А потому надлежало пресечь в корне всяческую «игру в цифири», где бы она ни велась - в Конъюнктурном ли институте или в Госплане. В 1928 году Кондратьева уволили, затем арестовали и осудили по делу так называемой Трудовой крестьянской партии. В 1938 году его не стало.

Но осталась концепция «Больших циклов Кондратьева». О ней знает теперь не только каждый студент-экономист, концепция открыла целое направление исследований, продолжающихся по сей день.

М.ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ

Крупнейший русский экономист, профессор политической экономии, он с 1895 по 1918 год преподавал в ведущих учебных заведениях Петербурга и Москвы. В современной экономической мысли известен прежде всего в качестве исследователя проблем экономического цикла (этой теме была посвящена одна из первых его работ «Периодические промышленные кризисы», СПб, 1894). В любом учебном пособии, в главе об экономическом цикле, наряду с другими всемирно известными именами вы обязательно встретите и фамилию Туган-Барановского. Он одним из первых обратил внимание на особую роль и динамику капиталовложений, определяющих основы циклического развития капиталистической экономики. Кстати, свои заключения он вывел из анализа экономического развития Англии, где в то время имелась наиболее обширная статистика.

«Примеривая» марксизм к российской реальности, Туган-Барановский пришел к выводу о неизбежности развития капитализма в нашей стране, причем развития, которое в конце концов принесет России и цивилизованные формы существования, и современную промышленность, и рост уровня жизни. Не случайно Туган-Барановский выступил одним из первых критиков многих сторон марксистской экономической теории, служивших обоснованием неизбежного краха капитализма.

Но не только исследованием экономического цикла был в свое время известен Туган-Барановский. Ученый занимался и проблемами стоимости, ценообразования, закономерностей развития капитализма, который он все же критиковал, но в отличие от сторонников революционного марксизма критиковал с социально-нравственных позиций. Отдал Туган-Барановский дань и модному в его время увлечению социализмом, связывая его с расширением функций государства, но еще в большей степени - с кооперацией. Как и многие другие русские экономисты, кооперации он посвятил несколько работ, в том числе одну из последних - «Социальные основы кооперации».