Отличительная особенность дистанционных форм обучения - свобода, которая выражается в возможности самостоятельного выбора формы, графика обучения, дисциплин и так далее. Но этой свободой школьники и студенты не всегда могут правильно воспользоваться. Сама система обучения предъявляет высокие требования к личностным качествам человека: настойчивости, целеустремленности, честности и другим. Учащиеся должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивации. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами ИКТ.

Для успешного обучения главный участник дистанционного образовательного процесса должен быть готов к следующим видам деятельности:

сдаче вступительных испытаний;

самостоятельному изучению учебных материалов (лекции, материалы к семинарским занятиям, словари терминов, библиографические источники и так далее), размещенных на CD-ROM или в системе дистанционного обучения в режиме offline;

участию в семинарских и практических занятиях в режиме online;

выполнению лабораторного практикума в режиме online или offline;

прохождению промежуточного и итогового тестирования в режиме online или offline;

выполнению творческих заданий, контрольных и самостоятельных работ;

участию в коллективных проектах;

сдаче зачетов и экзаменов в форме теста, чата, форума или видеоконференции;

общению с преподавателем дистанционного обучения в режиме online- или offline-консультаций.

Следуя логике, разработка компетенций учеников в использовании дистанционных форм обучения также должна строиться исходя из этих требований. Приведем хотя бы приближенный перечень компетенций в дистанционном обучении:

основные понятия, преимущества перед другими формами обучения;

эффективные способы организации свободного времени;

применение компьютерных средств и новых информационных технологий в различных предметных областях для создания творческого образовательного продукта;

использование Интернета для коммуникаций и поиска информации;

сетевой этикет;

защита авторских прав;

культура общения в условиях совместной деятельности.

Что касается методики, а также конкретных достижений в области формирования компетенций школьников, то здесь уместно рассказать об опыте образовательного центра «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, который занимается организацией профильных классов в школах по направлению «Информационные технологии» с 1999 года.

Сегодня в профильных 8-10-х классах Школьного университета обучается около 6000 ребят из 61 города и 40 сельских районов России и Казахстана. Обучение ведется на основе использования УМК, разработанного сотрудниками университета. Сюда входит полный комплект учебных материалов для преподавателя и ученика профильного класса: учебный план, рабочие программы дисциплин, электронные практикумы, учебные пособия, задания для промежуточной и итоговой аттестации. Посредством телекоммуникаций мы оказываем школьникам и преподавателям организационную и методическую поддержку. Программы обучения в профильных классах разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом по информатике и имеют модульную структуру.

В профильных классах изучаются следующие дисциплины:

Информатика (Windows-приложения);

Компьютерные технологии;

Офисные технологии (MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint);

Программирование и основы алгоритмизации;

Компьютерная графика (Adobe Photoshop);

Моделирование. Компьютерный эксперимент;

Новые технологии в программировании (Web-дизайн. Macromedia Flash);

Объектно-ориентированное программирование (Delphi);

Проектная деятельность.

Неотъемлемая составная часть работы профильных классов - научные семинары, конференции, олимпиады школьников, форумы, виртуальные кастинги, конкурсы, шоу-программы и так далее.

Изучение курсов «Информатика (Windows-приложения)», «Компьютерные технологии», «Офисные технологии» позволяет ребятам стать с компьютером на «ты», приобрести навыки использования современных программных средств в различных сферах деятельности. Знания, полученные учениками в процессе обучения, помогают им легко ориентироваться в выборе методов и средств для решения практических задач, использовать в своей работе новейшие виды компьютерной техники, осваивать технологии работы с разными видами информационных носителей.

Опыт работы с профильными классами говорит о том, что наши дети владеют достаточными знаниями в области системного программного обеспечения. Это позволяет им без проблем устанавливать, настраивать и использовать прикладные программы, работать в сети «Интернет», пользоваться электронной почтой, мультимедийными средствами, CD- и DVD-дисками.

Особая тема - обучение школьников работе в сети «Интернет». С технической базой, необходимой для реализации такого обучения, нам, можно сказать, повезло. Несмотря на то, что значительную часть нашей распределенной образовательной сети составляют сельские школы, благодаря реальным положительным сдвигам в области компьютеризации школ Томска, Томской области и других регионов РФ более 90 процентов сотрудничающих с нами школ имеют доступ к Глобальной сети. Это, безусловно, важный положительный момент, так как дает возможность изучать сервисы Сети реально, а не виртуально.

Знакомство с работой в сети «Интернет» для детей начинается в отдельном разделе курса «Компьютерные технологии». Современных школьников не надо спрашивать «Что такое Интернет?» - путешествовать по сайтам Сети, скачивать информацию, общаться со сверстниками в чатах они учатся гораздо раньше, чем правильно оформлять текстовые документы или вести расчеты в электронных таблицах. Задача - обучить их навыкам эффективного поиска информации в Сети, сетевому этикету, умению отличать достоверную информацию от ложной.

Следующий этап обучения, связанный с использованием сети «Интернет» - изучение курса «Новые технологии в программировании (Web-дизайн. Macromedia Flash)». В процессе обучения ребята осваивают азы разработки web-страниц, технологии создания и использования на сайтах анимации, графики, мультимедиаобъектов. Об уровне знаний и умений школьников профильных классов в этой области красноречиво говорят итоги проведенного в апреле нынешнего года конкурса проектов Школьного университета - большая часть проектов ребят была разработана в форме тематических web-сайтов. Одна из работ была посвящена проекту школьного сайта.

Развитию компетенции в условиях обучения в сотрудничестве способствует изучение курсов «Моделирование. Компьютерный эксперимент» и «Проектная деятельность». Работа над индивидуальными или групповыми проектами помогает ребятам в развитии творческих способностей, приобретении навыков выбора способов и методов решения задач, формировании культуры общения в совместной деятельности.

Особо хочется остановиться на главной составляющей УМК - электронном практикуме. Каждый ученик профильного класса получает электронный практикум на CD-ROM и имеет возможность работать с ним как в компьютерном классе школы, так и на домашнем компьютере. По сути, это первый и важный шаг на пути «дистанционной грамотности» наших школьников. Практикум содержит большой объем практических и контрольных заданий по темам дисциплины, имеет дружественный и понятный интерфейс, хорошо иллюстрирован, снабжен удобными средствами навигации.

Методически практикум построен так, что позволяет ученику, используя краткие теоретические сведения из раздела «Справочник», отработать практические приемы по выбранной теме, выполняя упражнения, и проверить полученные знания, решая контрольные задания из раздела «Задачник». Пользуясь материалами компакт-диска дома, школьник имеет возможность повторно пройти изученный в классе и не до конца усвоенный материал. Такой вид самостоятельной работы учит планировать и эффективно использовать рабочее время, помогает вырабатывать навыки самообучения.

Коммуникативные навыки учеников профильных классов приобретают в офф-лайновом общении друг с другом, преподавателями, сотрудниками Школьного университета через форум сайта, по каналам электронной почты. Оживленная переписка, постоянно поступающие в адрес образовательного центра вопросы от ребят говорят о том, что общение это очень востребовано и имеет эффективную обратную связь -таким образом, все вопросы, связанные с учебным процессом и внешкольными мероприятиями, решаются быстро и успешно.

Наталья ИЛЬИНА, методист отдела дистанционного обучения образовательного центра

«Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

Игорь ДМИТРИЕВ, директор образовательного центра

Татьяна КОРНЕЕВА, заместитель директора по методической работе

Виктория ТИМОШИНА, заместитель директора по экономическим вопросам