Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Цель внедрения е-Learning в образовательном учреждении связана в конечном счете с повышением качества образования. Задачи же, решаемые непосредственно с его помощью, могут быть различны и зависят как от структуры самого учебного заведения, так и от этапа развития и ряда других факторов. Тем не менее на факультете математики, физики и информатики Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого к первостепенным задачам, решаемым с помощью е-Learning, относятся:

организация самостоятельной работы студентов;

повышение конкурентоспособности учебного заведения;

организация смешанного обучения.

На кафедре информатики и методики обучения информатике ТГПУ активно используется система электронного обучения LMS Moodle (Learning Management Systems Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - Система управления обучением - Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда, http://moodle.org). Этот программный продукт успешно применяется университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями более чем в 100 странах мира.

Среди преимуществ Moodle:

распространяется с открытым исходным кодом, что позволяет настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта или учреждения, а также ее интегрировать с другими системами и разрабатывать дополнительные модули;

ориентирована на коллаборативные технологии обучения, что дает возможность организовать обучение в активной форме, в процессе совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями;

широкие возможности для коммуникации: обмен файлами любых форматов, рассылка, форум, чат, возможность рецензировать работы обучающихся, внутренняя почта и другие;

возможность использовать любую систему оценивания (балльную, словесную и так далее);

полная информация о работе обучающихся (активность, время и содержание учебной работы, портфолио);

соответствует разработанным стандартам (AICC, IEEE LOM, эталонные модели SCORM 1.2, SCORM 2004) и предоставляет возможность вносить изменения;

программные интерфейсы доступны для людей разного образовательного уровня, физических возможностей и культур.

LMS Moodle обладает широчайшим набором возможностей для полноценной реализации процесса обучения в электронной среде, среди которых - различные опции формирования и представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости, общения и организации студенческого сообщества. При этом все основные опции системы разрабатывались с ориентацией на педагогику социального конструктивизма, что означает активное вовлечение учащихся в процесс формирования знания и их взаимодействие между собой. Хотя сама система интуитивна и достаточно проста в использовании, она позволяет преподавателям реализовать креативные проекты различных уровней сложности.

Важнейшими преимуществами использования системы LMS Moodle в учебном процессе вуза являются следующие:

максимально возможное приспособление учебного процесса к возрастным и индивидуальным познавательным возможностям;

управляемость учебного процесса и особенно процесса усвоения информации (в любой момент возможна корректировка со стороны преподавателя);

обеспечение студенту состояния психологического комфорта как при изучении нового материала, так и при контроле усвоения знаний, умений и навыков;

«открытость» информационного поля (объем и уровень учебной информации может быть сколь угодно высок);

неограниченные возможности в использовании самых разных методов обучения.

При помощи системы электронного обучения Moodle разработан и внедрен в учебный процесс подготовки учителей информатики в области информационных систем специальный электронный учебно-методический ресурс. И в обучении студентов с его применением активно используются эффективные традиционные методы в сочетании с технологиями е-Learning.

Ресурс «Информационные системы» - основное средство обучения студентов ТГПУ в области проектирования и применения информационных систем в их будущей педагогической деятельности. Он позволяет более эффективно организовать процесс обучения, увеличить объем изучаемого материала по дисциплинам, связанным с областью информационных систем, дает возможность каждому студенту самостоятельно разбирать теоретический материал и готовиться к лабораторно-практическим занятиям.

Будучи разработанным в LMS Moodle, ресурс позволяет ставить и реализовывать в процессе обучения следующие задачи:

подготовка учителя информатики современного «информационного общества», обладающего навыками работы с различной информацией (ее поиск, понимание и критическое восприятие, использование для решения задач различного рода, анализа, синтеза и оценки);

индивидуализация учебного процесса через определение для каждого студента оптимального объема и содержания учебного материала, а также темпа его усвоения и отбора методов обучения в зависимости от личностных особенностей восприятия информации;

осуществление компетентностного подхода через решение практико-ориентированных задач;

развитие коммуникационных умений и навыков каждого студента путем организации его общения через форумы, чаты и так далее;

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

формирование у студентов стремления к постоянному самообразованию;

подготовка профессионально-компетентных кадров в педагогической сфере деятельности.

Структура электронного учебно-методического ресурса «Информационные системы» базируется на блочно-модульном принципе построения (рис. 1) и включает в себя следующие блоки:

1. Методические материалы (учебные планы, УМК, методические рекомендации и указания).

2. Учебные материалы (блоки с лекциями, лабораторными и самостоятельными работами, отчеты).

3. Контролирующие материалы (контрольные работы, тесты, итоговая аттестация).

4. Дополнительные материалы (учебники, учебные пособия, ссылки на интранет- и интернет-ресурсы, глоссарий).

5. Коммуникации (форум, чат, внутренняя почта, рассылка, обмен сообщениями). См. рис. 1.

Электронный учебно-методический ресурс «Информационные системы» (рис. 2), представленный инвариантной частью и вариативами, позволяет организовать обучение с группами студентов, сформированными в соответствии со специальностью или направлением. Инвариантное ядро доступно всем зарегистрированным пользователям - участникам курса, а специализированные блоки реализуют дифференцированную подготовку.

Рассмотрим примеры основных компонентов электронного учебно-методического ресурса «Информационные системы», реализованные при помощи LMS Moodle.

Лекции

Лекционный материал курса «Информационные системы» представлен с помощью ресурса «Web-страница», который дает возможность добавлять гипертекст в формате HTML (рис. 3). Для создания веб-страниц используется специальный встроенный редактор, довольно удобный в работе. Данный вид ресурса наиболее удобен для размещения учебного контента. Помимо этого к лекциям можно прикреплять презентации, аудио- и видеоролики. У студента всегда есть возможность многократного обращения к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания.

Лабораторные работы

и отчеты по ним

Лабораторные работы позволяют на основании теоретических сведений спроектировать и разработать учебную профессионально-ориентированную информационную систему, максимально приближенную к реальным педагогическим условиям, а также освоить различные инструментальные средства создания баз данных и информационных систем. Структура лабораторной работы представлена в виде модуля системы Moodle, куда входят: название и цель работы, краткие теоретические сведения по выполняемой работе с множеством примеров и иллюстраций, тексты индивидуальных заданий по теме лабораторной работы, выполненные в виде подробно описанных отчетов (рис. 4).

Отчеты разработаны с помощью инструмента Moodle «Задание», который позволяет студенту отправлять соответствующие файлы преподавателю (рис. 5).

Тесты

Moodle обладает развитой системой тестирования, в которой учтены все популярные форматы тестовых вопросов. Поэтому элемент курса «Тест» эффективно подходит для размещения аналогичных заданий и самого тестирования, так как включает в себя систему оценивания (рис. 6).

Глоссарий (словарь)

Позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты (рис. 7). Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов. В электронном учебно-методическом ресурсе «Информационные системы» реализована возможность автоматического создания ссылок. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курса и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария.

Форум

Этот сервис удобен для учебного обсуждения проблем и проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга (рис. 8).

В связи с тем что содержание данного электронного ресурса включает в себя инвариантное ядро с вариативными частями по рассматриваемым специальностям и направлениям, мы используем функции Moodle, которые помогают разграничить доступ к учебным разделам (блокам). Это позволяет создать группы студентов по специальностям и направлениям и организовать корректный доступ к учебной информации.

Применение данного ресурса, созданного в LMS Moodle, позволяет существенно интенсифицировать и дифференцировать процесс обучения, проводить подготовку студентов на новом качественном уровне в рамках развития компетентностного подхода в образовательной среде.

В заключение отмечу, что использование электронных учебных ресурсов, разработанных в LMS Moodle, как средства подготовки студентов в высшем учебном заведении дает целый ряд преимуществ:

позволяет более эффективно организовать учебный процесс в целом и самостоятельную работу студента в частности;

предоставляет возможность заинтересовать студентов с помощью внедрения новых технологий и форм организации обучения;

позволяет развивать профессиональные компетенции студентов;

позволяет повысить уровень образовательного потенциала студенчества и качества образования;

способствует выполнению социального заказа на подготовку конкурентоспособных кадров;

повышает социальную и профессиональную мобильность студентов, их предпринимательскую и социальную активность, кругозор и уровень самосознания;

способствует сохранению и приумножению знаний, накопленных отечественной образовательной системой.

Таким образом, качество образования становится в большей степени ориентированным на потребности общества и экономики, более гибким. Изменяются стимулы к обучению, формы образовательного процесса и его содержание, что непосредственно ведет к изменениям во всей сфере образования, главной целью которого является становление профессионально-компетентного, всесторонне развитого и конкурентоспособного работника.

Татьяна СУНДУКОВА, ассистент кафедры информатики и методики обучения информатике

Тульского государственного педагогического университета имени Льва Толстого