Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №№4, 8, 17, 21, 26, 31, 34, 39, 43, 48 за 2007 год; №№9, 13, 18, 22, 26 за 2008 год.

Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Характерно, что для многих видов спорта высшая честь, когда их сравнивают с шахматами. Недавно я побродил по интернету, чтобы выяснить, какие именно виды спорта сравниваются с шахматами. И вот, что обнаружил:

футбол - шахматы на поле;

бильярд - шахматы на зеленом поле;

большой теннис - шахматы на корте;

фехтование - шахматы на дорожке (и шахматы на ногах);

шоссейные велогонки - шахматы на колесах;

спортивное ориентирование - шахматы на бегу;

гольф - шахматы на траве;

керлинг - шахматы на льду;

парусный спорт, виндсерфинг и гребной слалом - шахматы на воде;

бейсбол - шахматы в движении.

А ведь известны и настоящие шахматы в движении. Это не компьютерная игра, где сами собой передвигаются фигуры, а костюмированные «живые шахматы». Пример таких шахмат я уже привел на 24-м уроке. Перед Юрой, Клеточкой и Загадаем на площади расстелили гигантскую шахматную доску-ковер, и на поле боя вышли школьники и школьницы в красочных костюмах фигур.

«Живые шахматы» получили распространение в Средневековье, когда подобные баталии разыгрывались при дворах знатных особ в различных странах мира. До сих пор костюмированные представления организуются во многих государствах. Особой популярностью пользуется проводящаяся раз в два года (начиная с 1954-го) инсценировка средневековой романтической легенды в итальянском городе Маростика. В основе сценария - события 1554 года, когда два юноши претендовали на руку дочери местного правителя. Их спор был решен за огромной шахматной доской, в которую была превращена площадь перед замком.

Существует два варианта проведения «живых партий». В одном случае перед зрителями разыгрывается известная партия, завершившаяся красивым финалом. В другом случае игра между противниками ведется «в режиме реального времени», ее исход заранее не известен. Достоинство второго варианта состоит в непредсказуемости результата, а недостаток - партия может получиться скучной, неяркой.

На мой взгляд, элементы «живых шахмат» нужно вводить уже в детском саду и в начальной школе. Разумеется, там следует практиковать не полномасштабные партии, при которых на импровизированной доске должны находиться 32 «фигуры», роли которых исполняют девочки и мальчики. Наивно ожидать, что, скажем, семилетние дети будут длительное время покорно и неподвижно стоять на своих клетках (это и никому не нужно). «Живые шахматы» для детей наиболее полезны в следующем варианте: игра ведется только между двумя противниками на фрагменте шахматной доски (к примеру, нарисованной мелом на асфальте или на клетчатом полу прямо в классе). При этом играют не до мата (мат при двух фигурах не поставить), а на уничтожение - кто побил неприятельскую фигуру, тот и победил.

В этом случае получается динамичная «подвижная» игра - настоящие шахматы в движении. Вот некоторые позиции для такой игры. В них при точной игре ферзь одолевает слона, а ладья - коня и слона.

А сейчас я продолжу знакомить вас с курсом «Шахматы - школе».

Урок 29

Наглядный материал на учительском столе: белые и черные поля, вырезанные из картонной доски, горизонтали (вертикали), диагонали, центр. На партах перед каждым учеником - шахматная доска, фигуры - в коробке. У стены - демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.

В начале урока - повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди поднимают над головой все фигуры. Ребята вспоминают ход каждой из них и показывают те дорожки доски, по которым передвигаются фигуры. Ученики объясняют учителю, что мат - это шах, от которого нет защиты.

Ученики расставляют на своих шахматных досках начальное положение (дети должны затрачивать на его расстановку не более двух минут), вы предлагаете им разбиться на пары и сыграть по всему комплексу шахматных правил.

Но перед игрой вы должны объяснить ребятам правила поведения за шахматной доской. Вот они:

1. Играть нужно молча, не спеша.

2. Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).

3. Если тронешь свою фигуру, ею нужно сделать какой-нибудь ход (если это возможно).

4. Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры - перехаживать нельзя.

5. Нельзя мешать партнеру думать.

6. Нельзя подсказывать.

7. Не следует вслух произносить «шах» и «мат»; впрочем, на первых порах я это разрешаю, для того чтобы: а) зафиксировать эти термины, б) партнер понял, что ему объявлен шах.

8. Если какая-нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: «Поправляю» и поставить ее поаккуратнее.

9. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.

10. Если проиграешь, не стоит расстраиваться - даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

11. Запрещается водить пальцем по шахматной доске, высчитывая варианты.

12. После окончания партии проигравший пожимает противнику руку - это дань уважения партнеру.

13. Перед партией тоже принято рукопожатие (последние два правила относятся к серьезным турнирным партиям).

Дети играют, а вы перемещаетесь от парты к парте, следя за тем, чтобы не нарушались правила игры (это, разумеется, не всегда просто) и правила поведения за шахматной доской (это несложно - ребята просигнализируют сами).

Типичные ошибки играющих:

один из королей стоит под шахом, но партнеры этого не замечают;

делается недопустимый правилами ход (это обычно кто-нибудь из партнеров замечает);

бьется один из королей, причем партия иной раз после этого продолжается дальше;

не замечается пат или мат.

Самые распространенные нарушения шахматных правил связаны с шахом - раз за разом дети не замечают, что король стоит под боем. Это норма. Пройдет еще достаточно времени, прежде чем дети смогут охватить вниманием всю доску, разобраться в сложном хитросплетении фигур.

Наблюдая за игрой детей, легко убедиться, что нередко не успевает один из них сделать ход, как его противник хватается за свою фигуру, чтобы быстрее ответить (это характерная черта детей-«шустриков»). Получается, что и один, и другой партнер почти одновременно дотрагиваются до своих фигур, и стороннему наблюдателю совершенно непонятно, что же, собственно, происходит в этой партии. У юных «шустриков», образно говоря, «рука опережает мысль». Чтобы этого не происходило, я на своих занятиях рекомендую ученикам на первых порах после каждого сделанного хода сразу же отводить руки за спину (другие педагоги советуют класть руки на колени). Это действенное средство, так как путь руки играющего к фигурам удлиняется, и мысли удается «опередить руку».

На 29-м занятии вы не объясняете ребятам, какими критериями надо оперировать, выбирая тот или иной ход, умышленно не вторгаетесь в область творчества. Пусть дети играют, играют с упоением.

Не обязательно, чтобы ученики доиграли свои партии до конца, можно ограничить эту часть урока, скажем, десятью-пятнадцатью минутами. Этот вариант проведения занятия имеет свои достоинства - на уроке будет меньше проигравших, а проигрыш доставляет ребенку отрицательные эмоции, которые ведут к снижению мотивации. Принцип «без проигравших» - один из основополагающих в первый год обучения в общеобразовательной школе.

Не забудьте на данном занятии и об упражнениях «Мат в один ход» - эти задания должны присутствовать на каждом уроке после объяснения термина «мат». Так как на данном уроке ученики играют из начального положения, то и задания желательно привести такие, где мат достигается уже на первых ходах партии. Вот типичные примеры. Ход белых.

Можно также предложить ученикам поиграть в дидактическую игру «Два хода». Данная игра нужна для того, чтобы ребята научились создавать и реализовывать угрозы. Каждый расставляет на своей доске начальное положение и играет против учителя белыми. Педагогу, таким образом, приходится одновременно играть со всеми детьми. В отличие от обычной партии здесь каждый ребенок делает два хода подряд своими фигурами, а педагог отвечает только одним ходом. Есть только одно ограничение - первым ходом запрещается давать шах.

Когда школьники раскусят секрет игры «Два хода», усложните ее правила. Теперь оба хода ребята должны делать разными фигурами. Впрочем, и здесь самые смышленые через некоторое время сообразят, что иногда можно одной фигурой напасть на ферзя, а затем другой фигурой объявить шах. Поэтому педагог должен так расставлять свои фигуры, чтобы исключить возможность объявления шаха.

В эту игру ученики могут играть и разбившись на пары. Более способный школьник играет за слабейшую сторону, то есть совершает один ход, а его партнер выполняет два хода подряд.

Можно предложить ребятам и шуточную игру «Первое взятие». В ней игра ведется из начального положения, но ее цель не постановка мата, а уничтожение любой боевой единицы противника. Кто первым выполнит взятие (даже если его фигуру в ответ могут тоже побить), тот и победил.

Далеко не каждый ученик быстро раскусит ее секрет и научится всегда выигрывать за белых. К примеру, самый распространенный в «обычных шахматах» начальный двойной ход королевской пешкой приводит к поражению. Потому что черные сразу же атакуют эту пешку своим королевским конем, белая пешка будет вынуждена сделать еще один шаг вперед, черный конь в ответ займет центральное поле, которое покинула эта пешка, с двойным ударом на две белые пешки (слоновую и ферзевую). И белые беззащитны.

Но если белые на первом ходу сыграют правильно, то уже на третьем ходу они неминуемо побьют одну из черных фигур. Для достижения победы в этой шуточной партии белым достаточно, например, пойти на одну клетку королевской пешкой или любой из коневых пешек. В первом случае при любом ответном ходе черных белые вторым ходом сыграют ферзем через клетку по диагонали, а третьим выполнят ферзем подходящее взятие. Во втором случае при любом ответном ходе черных белые вторым ходом сыграют на одно поле слоном и третьим выполнят слоном взятие по большой диагонали.

Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО

Продолжение следует