Надо помнить, что при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Развитию навыков чтения способствуют прежде всего письменные упражнения: слуховые зрительные диктанты, списывание текста. Как только первоклассники научились записывать первые слова, а затем и предложения, сразу необходимо начинать работу по обучению детей списыванию. Каждое предложение ученики читают и повторяют, чтобы понять его и запомнить. Второй раз читают предложение вслух так, как оно написано (орфографически). После этого первоклассники закрывают глаза и повторяют предложение, не глядя на запись. Далее ученики записывают предложение по памяти, диктуя себе, как было написано. Эта методика разработана М.С.Соловейчик.

Уменьшение объема домашних письменных заданий - одна из главных причин плохой техники чтения. Учителю необходимо приготовить для своих учеников карточки с текстами. Дети учатся списывать рассказы. Постепенно объем текста увеличивается. Для списывания используются абсолютно стандартные тексты. Их можно найти в любом сборнике диктантов, специализированных газетах и журналах. Текст ученик читает несколько раз, потом текст закрывается, и ребенок пишет его по памяти. Работа с текстом позволяет пополнить активный словарный запас детей.

Пример №1.

Галка.

У нас была галка. Галка нашла корку.

Пример №2.

Коза.

У нас была коза. Коза давала молоко. Наташа пасла козу.

Пример №3.

Кот.

У Димы кот Дымок. Он мал. Котик сер и пушист.

Пример №4.

У Коли собака Жучка. Коля любит играть с ней.

Пример №5.

Мой друг.

Мы живем в новом доме. Сережа - мой друг. Он любит читать. Сережа учит меня.

Пример №6.

Зимой.

Лида и Рита едут с горки. У Риты новые санки. У Лиды новые лыжи.

Пример №7.

В лесу.

Дети пошли в рощу. Ася и Люба собирали ягоды. Вера и Таня зашли в чащу. Они нашли там ландыши.

Пример №8.

Кот Васька.

Кот Васька грелся на крыльце. Он заметил птицу. Кот прыгнул. Птица улетела. Кот злился.

Пример №9.

Ясли.

Бабушка водит Юру и Юлю в ясли. Малыши любят играть. Юра строит дом. Юля смотрит книгу.

Пример №10.

Ландыши.

Стоял теплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли беленькие ландыши. Они были хороши и душисты. Это чудо природы.

На уроках в первом классе целесообразно использовать систему устных упражнений.

1. Многократное чтение за диктором небольшого отрывка текста (не более 3-5 строк). Отрывок читается с ускорением. Темп чтения постепенно увеличивается до темпа скороговорки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата ребенка, помогает уже в первые дни занятий поднять скорость чтения у детей.

2. Многократное чтение с ускорением 2-3 строк с дальнейшим переходом к чтению незнакомого текста. Это упражнение полезно выполнять в паре.

3. Многократное чтение текста из 2-3 строк с постепенным повышением темпа. После этого учитель предлагает детям пересказать текст дословно, подглядывая в него. Применение приема жужжащего чтения позволяет выполнять это упражнение всем классом.

4. Ритмичное постукивание при чтении карандашом или ручкой. Этот прием помогает соблюдать ритм. В результате ребенок начинает читать автоматически, чисто.

5. Упражнение «Буратино». Дети ставят на парту согнутую в локте руку с прямой ладонью и в задаваемом учителем темпе читают с ускорением текст, делая взмах рукой на каждом слове.

6. Упражнение «Буксир». Дети разбиваются на пары. Ведущий ведет карандашом по читаемой строке очень быстро, но с таким расчетом, чтобы читающий отставал не более чем на одно слово. При повторном чтении отрывка темп чтения увеличивается.

7. Упражнения с линейкой применяются для выработки умения слитного чтения многосложных слов, а также для выработки умения антиципации (предвосхищения, предугадывания). Выбранное в тексте многосложное слово полностью закрывается линейкой и многократно открывается на 0,25 секунды.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Если чтение становится последним ярким впечатлением дня, к нему появляется интерес.

Если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Тогда необходим режим щадящего чтения - ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Пока ребенок отдыхает, мама или папа прочитывают следующие строчки. Читать надо поочередно: несколько строк читает ребенок, потом, когда родители видят, что ребенок устал, подключаются они.

Благодаря рассмотренным выше методам уже к концу первого класса плохо читающие дети увеличивают темп чтения в 2-3 раза.

Вера КУЛЕШОВА, учитель начальных классов средней школы №470, Москва