Данная проблема многопланова. Ее корни - в резком увеличении учебной нагрузки в 5-м классе по сравнению с 4-м из-за роста объема изучаемого материала, в переходе к кабинетной системе занятий, в необходимости адаптироваться к требованиям нескольких педагогов-предметников, в психологических особенностях подросткового периода. Психологическую составляющую предоставим объяснять психологам, благо что в каждой московской школе сформирована такая служба. Проблему большего числа педагогов-предметников по сравнению с начальной школой решить невозможно, да и не нужно. А вот увеличить скорость усвоения учебного материала учеником-пятиклассником и как следствие снизить нагрузку можно.

Современный выпускник начальной школы по нормативу читает 90 слов в минуту. Для хорошо успевающего четвероклассника этого, может быть, и достаточно, но читающий с такой скоростью пятиклассник - только троечник. Экспериментально-технологическая площадка «Преемственность» провела целый ряд исследований по выявлению зависимости успешности обучения от уровня развития первичных учебных навыков. Оказалось, что для повышения качества обучения необходимо пересмотреть нормативы: пятиклассники должны читать со скоростью 120 слов в минуту, писать 60 знаков и успевать вычислять 30 цифр за минуту при умножении двузначных чисел.

В начале 2006-2007 учебного года в 4-9-х классах нашей школы были проведены замеры скорости чтения, письма и вычислений. Оказалось, что лишь 39 процентов учеников читают со скоростью 120 слов в минуту, 77 процентов пишут со скоростью 60 букв и 21 процент умножают двузначные числа со скоростью 30 цифр в минуту. Безусловно, по чтению и вычислениям получены очень низкие результаты, ведь для сохранения качества обучения рекомендуемый уровень учебных умений должен быть достигнут 70-80 процентами учеников.

На основе проведенной диагностики первоочередной задачей школы стало повышение скорости чтения и вычислений. Для достижения оптимальных результатов учителя школы воспользовались технологиями, разработанными ЭТП «Преемственность».

К концу 2006-2007 учебного года уже 58 процентов учеников 4-9-х классов читали со скоростью 120 слов в минуту, 91 процент этих учеников писали со скоростью 60 букв в минуту, 54 процента умножали двузначные числа со скоростью 30 цифр в минуту.

Продолжая работу в рамках диагностико-технологического подхода к повышению качества образования в 2007-2008 учебном году, для выделения первоочередных задач было проведено изучение состояния основных признаков обучения, воспитания и развития.

Классные руководители оценили наиболее важные признаки каждого ребенка: здоровье (Зд), доброта (Д), культура общения (КО), трудолюбие (Тл), нравственность (Нр), эмоции (Э), речь (Р), воля (В), мышление (М), сохранение мотивации (СМ), репродукция учебного материала (Рп), овладение общеучебными умениями (чтение (Ч), письмо (П), вычисления (Вч)), системность знаний (СЗ) - в соответствии с определенными критериями. По полученным данным для каждого класса рассчитаны корреляционные матрицы и матрицы значений t-критерия достоверности выводов. Это позволило построить диаграммы сильных связей, выделить на них узловые точки и наиболее сильные связи. Вот пример такой диаграммы для одного из классов - довольно сильного (см. диаграмму).

Первоочередные задачи для этого класса - Вч, СМ, работа со слабыми учениками (в парах с сильными).

Это очень сильный класс, где сохранение мотивации зависит от состояния общеучебных умений и где небольшое количество неиспользованных резервов. Для слабых классов аналогичные диаграммы пестрят обилием связей, то есть отражают большое количество неиспользованных резервов.

Сводная таблица первоочередных задач, составленная для 5-6-х классов нашей школы (см. табл.).

Из таблицы видно, что для каждого класса выделяются свои первоочередные задачи. Например, в слабых классах в число первоочередных задач попала не только культура общения, но и умение управлять эмоциями. Однако есть и общие черты: так, почти во всех пятых классах необходимо обратить внимание на скорость чтения и развитие речи. А в шестых классах первоочередными становятся развитие воли, культуры общения, репродукции (пересказ) и сохранение мотивации.

Для ведения систематической работы по сохранению и повышению качества образования необходимо диагностико-технологическое управление. Его алгоритм:

1. Оценка основных признаков каждого ребенка в параллели

5-6-х классов три раза в год.

2. Обработка результатов. Расчет матрицы значений t-критерия, построение диаграмм связей. Выявление узловых точек и резервов роста.

3. Выделение первоочередных задач и последовательности их решения.

4. Подбор технологий для решения первоочередных задач.

Безусловно, такая работа трудоемка, но она необходима для роста качества образования, и поэтому в школах нужна диагностическая служба.

Т.С. ЧУГУНОВА, заместитель директора по научно-методической работе средней школы №470

Москва