Рекомендации для директоров школ:

обеспечить приоритет критерия годовой сохранности качества обучения, обычно в основной школе качество обучения падает в 2-3 раза, нарушая преемственность следующих ступеней образования;

комплектование пятых классов проводить не селективно, данные ЭТП «Преемственность» о селекции в нескольких регионах России: происходит потеря каждого четвертого хорошиста;

исключить 5-6-е классы из кабинетной системы занятий: из-за несоответствия парт антропометрическим данным на 20 процентов увеличиваются проявления сколиоза, ослабляются нервная и иммунная системы; пик заболеваний, как правило, приходится на 6-е классы; возрастает сумбур, неуправляемость классных коллективов; становятся типичными явлениями падение культуры общения, ломка волевых качеств;

в 5-м классе сохранить в качестве классного руководителя того учителя, который работал с детьми в начальной школе;

содействовать переходу к диагностико-технологическому управлению в 5-6-х классах, организовать школьную диагностическую лабораторию или использовать для выделения первоочередных задач классных коллективов возможности муниципальной диагностической лаборатории;

использовать обоснованные дифференцированные нормы оценки общеучебных умений, разработанные ЭТП «Преемственность»;

усилить работу методобъединений по проблемам 5-6-х классов, наиболее распространенные во многих школах проблемы - повышение культуры общения, усиление волевых качеств учеников и сохранение мотивации, освоение коммуникативной компетенции.

Рекомендации для классных руководителей:

уже в пятом классе надо уделять внимание не только совершенствованию чтения и вычислений, но и культуры общения, воли, репродуктивных умений, сохранению мотивации;

концентрировать внимание на диагностическом выделении и технологичном решении первоочередных задач классных коллективов;

в 5-6-х классах использовать микрогрупповую организацию работы, оптимальный состав групп для решения учебных задач - 4 человека;

обратить особое внимание на повышение культуры общения детей, вежливых детей в школах обычно не менее 70-80 процентов, гораздо меньше тех, кто внимателен к окружающим, количество детей, проявляющих деликатность, не превышает 20 процентов;

совершенствование общеучебных умений проводить технологично с опережением на год, то есть в основном в 4-м классе, данные исследований ЭТП «Преемственность»: чтобы хорошо учиться в 5-м классе, надо за минуту читать 120 слов, переписывать 60 букв, вычислять 30 цифр;

учитывая притупление общеучебных умений в период летних каникул, использовать тетради с летними заданиями,

всем учителям, работающим в 5-6-х классах, продолжать работу по совершенствованию чтения и вычислений, введя «заточку инструментов» в начале каждого урока, упражнения для «заточки» общеучебных умений отнимают лишь от 2 до 5 минут в начале каждого урока и существенно повышают работоспособность учеников.