Полностью материалы полос о Конференции приведены в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Тимашевская СОШ «Образовательный центр» - это школа, где работают учителя с высокой мотивацией к обучению, к познанию его новых форм, приемов. В январе 2007 года школа стала победителем регионального конкурса «Лучшая школа Самарской области». Однако учителя, а здесь три победителя конкурса «Лучший учитель России» 2006 - 2007 годов, обладатели грантов районного конкурса среди учителей, участники и победители других состязаний, продолжают активно обучаться.

Лектор обозначил структуру семинара: диагностический инструментарий, закономерности, технологии - с позиции своего видения, опирающегося на многолетний исследовательский опыт. Тематика отличалась новизной: предоставлялась информация, еще не вошедшая в вузовские учебники. Но большей частью говорилось об основах, на которых базируется образование: интеграция, гуманизация (усиление внимания к личности), дифференциация и технологичность.

Большое внимание лектор уделил деятельности классных руководителей, методам диагностики, которые позволят отслеживать развитие как классного коллектива, так и каждого ученика в отдельности. Затем речь пошла об обучении в младших классах. Педагогам напомнили, что развитие ребенка возможно только на основе глубоких и прочных знаний и умений. На выходе из младшей школы хорошист должен читать не менее 120 слов в минуту, разумеется, осмысленно, при госстандарте - 90 слов. Этот факт вызвал горячее обсуждение слушателей во время перерыва. Пришли к выводу о необходимости дифференцированных нормативов для оценки общеучебных умений.

В конце лекционного дня ученый проводил обратную связь с аудиторией - участники семинара высказывали сомнения, задавали вопросы, выставляли оценки представленному материалу. На вопрос о необходимой скорости чтения В.Н.Зайцев метко заметил: «Слишком мягкие нормативы создают иллюзию благополучия». В его исследовательской деятельности немало примеров, когда качество знаний оценено выше 60 процентов, а на деле хорошистов, читающих 120 слов в минуту, не более 35 процентов. Такие факты заставили задуматься многих, ведь подобное исследование в учреждениях образовательного округа, а возможно и области, пока не проводилось.

В ходе анализа графиков в таблицы вносились данные местной школы, что вызвало особо живой интерес. Результат педагогов порадовал - уровень обученности наших детей оказался не хуже, чем в гимназиях другого региона. Здесь же говорилось о том, что важна годовая сохранность качества обучения, которая должна составлять не менее 90 процентов.

Лектор говорил о важности домашних заданий как тренировочных упражнений и о том, что обучение не должно заканчиваться после выхода учеников за стены школы. Интересной показалась мысль об иллюстрировании тетрадей. В.Н.Зайцев предлагает на некоторых предметах позволять иллюстрировать тетради, благо что в век компьютерных технологий и всевозможной копировальной техники это не проблема. Такой подход должен вызвать интерес к предметам, стимулировать творчество учащихся.

Насущным оказался и вопрос о селективном подборе классов. Повсеместно существующая практика создавать «сильные» и «слабые» классы, по мнению многих исследователей, приводит к спаду качества и в тех и в других. «Селекция приводит к разрушению образования» - такой вывод сделало ЮНЕСКО на основе исследований в десятках стран мира.

В течение трехдневного семинара слушатели - 60 педагогов Тимашевской средней школы, отрадненской школы №4 и Мухановской основной школы - были смотивированы на применение технологии обучения, представленной В.Н.Зайцевым.

Вера ОСТАПЕНКО, учитель географии Тимашевского образовательного центра, редактор школьной газеты «Тандем», Самарская область