Из представленных, весьма злободневных и направленных на решение острых, неотложных проблем местного сообщества проектов авторитетное жюри в составе Ирины Калиш, начальника отдела Управления по делам молодежи, воспитания и социальной защиты детей Федерального агентства по образованию; Владимира Пахомова, руководителя Самарского регионального центра гражданского образования; Андрея Иоффе, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории, социально-политического образования и права Федеральной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования; Евгения Белякова, президента благотворительного фонда «Сивитас», определило пять образцовых проектов, наиболее полно отвечающих технологии социально-образовательного проекта «Гражданин». Ими стали проекты: «Если будет Россия, значит, буду и я...» - Дом детского творчества Оренбургского района Оренбургской области; «Безопасная дорога в школу» - гимназия №33 города Костромы; «Собаки в городе.ru» - Самарский технический лицей, город Самара; «С памятью в сердце, с добром в делах» - Рамонский лицей, поселок Рамонь Воронежской области; «Тропа здоровья» - Аксарайская школа, Красноярский район Астраханской области.

Авторы проекта «Если будет Россия, значит, буду и я...» создали новый экскурсионный маршрут по памятным местам Оренбургского района Оренбургской области. Их работа шла по нескольким направлениям: определение конкретного экскурсионного исторического маршрута; социальное взаимодействие с органами местной власти; историческое просвещение детей и родителей. Участникам проекта удалось привлечь внимание общественности, органов районной и областной власти и местного самоуправления к проблеме сохранения исторической памяти своей малой родины. Их поддержала администрация района, выделившая экскурсионный автобус и утвердившая новый экскурсионный маршрут. Он позволил объединить несколько музеев, храмов, памятников.

«Безопасная дорога в школу» - проект гимназистов из города Костромы - посвящен актуальной проблеме безопасности дорожного движения. Сделать дорогу в школу безопасной для воспитанников интерната для слепых и слабовидящих детей смогли учащиеся гимназии №33. После проведения широкого опроса разных слоев населения и разведки проблемных участков своего микрорайона гимназисты наметили: установить дорожные знаки безопасности движения на улицах Войкова и Энгельса, где расположена школа-интернат для слабовидящих детей, и на улицах Суслова и Малышковской. Там находится гимназия №33.

Подростки заручились поддержкой депутата Думы городского округа Костромы Р.Копнина, затем написали обращение к главе самоуправления города Костромы и собрали подписи под петицией об установке дорожных знаков. Затем обратились в средства массовой информации. Так они сумели привлечь внимание чиновников и общественности и добились цели. Результат проекта - установка шести дорожных знаков - «Пешеходный переход» (на улицах Энгельса и Суслова), «Осторожно: дети» (на улицах Войкова, Суслова и Энгельса), «Слепые пешеходы» (на улице Энгельса) и благодарственные письма от жителей ближайших домов, администрации школы-интерната.

Проект «Собаки в городе.ru» представляли лицеисты из города Самары, которых взволновала ситуация с бродячими собаками в родном мегаполисе.

Ребята изучили законодательную базу проблемы, прочитали немало публикаций на эту тему, опросили разные категории жителей города, а также встретились со специалистами. В результате они пришли к выводу, что решить поставленную задачу можно, если реализовать комплекс неотложных мер: изменить правила содержания собак и кошек в городе; провести серию воспитательных мер среди учащихся и родителей; подготовить активную социальную рекламу по поддержке приюта для бездомных животных «Твои друзья» и содействовать созданию подобных приютов во всех районах города.

Школьники выстроили свою программу действий и принялись за дело. Они подготовили новый законопроект по содержанию собак и кошек в Самаре, который передали на рассмотрение в Думу городского округа Самары. Их поддержали жители, депутаты, местные СМИ и администрация города.

Лицеисты напечатали более 500 экземпляров рекламных буклетов для приюта бездомных животных «Твои друзья», которые распространили в крупных торговых центрах города, и передали четырем депутатам городской Думы. Социальная реклама помогла активизировать помощь приюту. Депутаты выделили деньги. Кроме того, средства стали поступать от горожан на специальный счет.

Учащиеся Рамонского лицея Воронежской области представили проект «С памятью в сердце, с добром в делах», который был ими реализован под девизом «Сегодня ты - лицеист, завтра - гражданин». Помня о подвигах участников Великой Отечественной войны и тяжелой работе тружеников тыла, они призвали сверстников своим участием и заботой скрасить жизнь ветеранов. Вот и решили подростки из Рамонского лицея Воронежской области помочь ветеранам увековечить память погибших в годы Великой Отечественной. Это главные задачи проекта. Отличительная особенность его - активная помощь родителей учеников.

Ребята создали свой тимуровский отряд, провели несколько тимуровских акций: собрали новые аптечки для пожилых и раздали каждому ветерану района, помогли в уборке квартир, составили письма родным и однополчанам. Школьники пополнили музей лицея новыми материалами. Собрали рукописные воспоминания участников Великой Отечественной войны и подготовили рукописную Книгу памяти. Презентация ее прошла с большим успехом. Создана «горячая линия», которая поможет выявлять проблемы, возникающие у ветеранов, и быстро приходить им на помощь. Один звонок - и помощь у порога. Проект завершен, но остался отряд молодых тимуровцев, которые продолжают заботиться о ветеранах.

«Тропа здоровья» появилась в поселке Аксарайском Астраханской области. Ее построили ученики Аксарайской средней школы. Свой проект так же и назвали. Ребята провели детальное исследование проблемы. Выяснили статистику здоровья школьников и жителей поселка. Нашли запущенный уголок природы в своем поселке, где можно создать открытую спортивную площадку. Работа началась с очистки тропы от мусора. Субботник состоялся в марте, в нем приняли участие все школьники и педагоги. Через неделю на тропе здоровья провели массовый забег, в котором приняли участие 244 школьника и 23 учителя. Всей школой готовили различные спортивные снаряды для «Тропы здоровья».

Парад проектов завершился. Его участники провели голосование и определили самый яркий проект. Приз зрительских симпатий получили ребята из Самарского технического лицея с проектом «Собаки в городе.ru».

По традиции в финале акции все команды объединились в работе над мегапроектом. Назвали его - «Современная мастерская социального проекта».

Важным этапом Всероссийской акции стало определение лидеров социального проектирования России для выдвижения их на награждение премиями Президента РФ в рамках реализации национального проекта «Образование». Образцовые социальные проекты:

1. «Безопасная дорога в школу», г. Кострома, гимназия №33;

2. «Собаки в городе.ru», г. Самара, Самарский технический лицей;

3. «С памятью в сердце, с добром в делах», Воронежская область, Рамонский район, поселок Рамонь, Рамонский лицей;

4. «Если будет Россия, значит, буду и я...», Оренбургская область, г. Оренбург;

5. «Тропа здоровья», Астраханская область, Красноярский район, поселок Аксарайский;

6. «Здоровье гражданина - национальное достояние страны», Самарская область, Кротовская школа;

7. «Надежда», г. Челябинск, Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской;

8. «Начнем с малого», Санкт-Петербург, гимназия №426;

9. «Никто не забыт, ничто не забыто», Ростовская область, покровская школа №2;

10. «Детское кафе», Томская область, Первомайская школа Первомайского района;

11. «Школьная справочная служба», г. Брянск, школа №52;

12. «Безопасная дорога в школу», г. Москва, школа №1065;

13. «Радость есть», г. Магадан, гимназия №13;

14. «Детский игровой городок», Воронежская область, Грибановская школа;

15. «Разрушение памятника героям Хасана» («Прошлое живет в современности»), Приморский край, г. Владивосток, школа №28 с углубленным изучением иностранных языков.

Во время финала акции был проведен социологический опрос педагогов-координаторов, который показал, что социальное проектирование рассматривается работниками образования как важный ресурс формирования гражданских качеств и социальных компетенций у детей.

Владимир ПАХОМОВ, руководитель Самарского регионального центра гражданского образования,

Татьяна ЧЕРНЫШЕВА, методист центра, Самара