Анна СЕЛЕЗНЕВА, учитель русского языка и литературы волгоградского областного лицея для одаренных детей «Лидер»:

- Я бы вынесла в центр внимания педагогического сообщества проблему ЕГЭ. Нужно обсуждать дальнейшие подходы и к формированию заданий, и к критериям их проверки, и к составлению школьной программы. Одного часа в неделю по русскому языку и трех часов в неделю по литературе в старших классах недостаточно, чтобы подготовить учеников к ЕГЭ. Если мы хотим получить грамотных людей, нужно искать резервы, тем более что единый экзамен станет обязательным.

Олег КАМАКИН, учитель истории школы №3, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:

- На августовский педсовет я хотел бы вынести тему, непосредственно связанную с переходом на новую систему оплаты труда. Ведь теперь больше получать будет тот, кто лучше работает, а как это выяснить? Необходимо поговорить о критериях оценки труда учителя, о том, как определить результат его работы. Если в старших классах у педагога есть предметные олимпиады, итоговая аттестация, то как быть в среднем звене? А как быть с педагогами, которые занимаются воспитательной работой, дополнительным образованием? Это серьезный вопрос, затрагивающий всю систему образования и требующий осмысления.

Валентина ИНОЗЕМЦЕВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №11, Пенза:

- Есть много тем, которые мне хотелось бы обсудить с коллегами. Но одним из самых важных мне кажется вопрос воспитания наших учеников, формирования сотрудничества между педагогами и детьми. Ведь только при гармоничных взаимоотношениях учителя и ученика процесс обучения становится действительно эффективным.

Татьяна БОНДАРЕВА, директор гимназии им. Андрея Платонова, Воронеж:

- Главными, на мой взгляд, остаются вопросы качества образования и оценивания знаний. Существует масса отчетности, мы постоянно анализируем, сколько пятерок и четверок получено, но это не показатель. Сложившаяся пятибалльная система на самом деле трехбалльная, иногда - четырехбалльная. Произошла девальвация оценки: один ученик получает тройку только за то, что пришел на занятие и выучил одно-единственное стихотворение в конце года, и ту же оценку получает сильный хорошист, который что-то не доучил. Но у них совершенно разный уровень знаний. Даже ЕГЭ не решает эту задачу. Более того, ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, особенно по литературе, себя не оправдывает. Никакой компьютер не заменит живое слово.

Надежда МАТВЕЕВА, учитель физики лахденпохской средней школы №1, Республика Карелия:

- Почему с нового учебного года одиннадцатиклассников лишили возможности изучать астрономию? Ее теперь нет в базисном учебном плане. Это исключительный для становления мыслящего человека предмет. Откуда еще в школе дети узнают об эволюции Вселенной, черных дырах, строении и видах галактик? Астрономия будоражит их воображение, подростков во все времена привлекал космос и его тайны. Что же за времена теперь у нас наступили?

Юрий БОБРОВ, учитель информатики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №6, Архангельск:

- Из года в год меняется Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Эти изменения становятся проблемой как для учителей, так и для учащихся. Учителю приходится каждый год менять учебник, а следовательно, методику, стиль и содержание своей работы. Дети, в свою очередь, не имеют возможности передать учебник свои младшим братьям и сестрам, друзьям, в общем, «по наследству». К тому же, если анализировать учебники, то в Федеральном перечне порой появляются далеко не лучшие экземпляры. Эта тема требует серьезного внимания и обсуждения на августовских совещаниях педагогов, а также структур управления образованием.

Еще одним актуальным вопросом я считаю формирование единого информационного пространства. Сегодня в результате реализации городской целевой программы информатизации системы образования наши школы, гимназии и лицеи в достаточной мере укомплектованы техникой. А значит, нам надо совместно работать в направлении создания школьной компьютерной сети, сайтов образовательных учреждений, переподготовки кадров с более активным использованием ИКТ и формирования единой городской информационной сети.