Цели

Развивающие:

- развивать артистические способности детей, умение радоваться успехам каждого члена коллектива;

- развивать коммуникативные способности ребят, устанавливать дружеские отношения в коллективе.

Воспитательные:

- воспитывать чувство гордости за красоту, самобытность русской национальной культуры.

Оборудование:

Класс напоминает русский деревенский дом:

- печь с ухватом, дрова, чугунки;

- на полочках предметы домашней утвари (деревянные ложки, миски и т.п.).

Посередине класса стол, накрытый к чаю.

Костюмы для детей-артистов:

- для девочек - сарафаны и кокошники;

- для мальчиков - рубашки-косоворотки;

- костюмы Скомороха, Петрушки;

- музыкальные инструменты (бубны, деревянные ложки, дудочки, трещотки);

- фонограммы русских народных песен, частушек.

Стенд-плакат «Как вести себя за столом».

Ход занятия

Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Мы будем учиться правильно вести себя за столом во время чаепития, узнаем рецепты блюд, происхождение некоторых русских кушаний. А еще посмотрим небольшой концерт, который приготовили ребята нашего класса.

1-й ведущий (Петрушка):

Добрый день вам и поклон,

гости дорогие!

Всех сегодня приглашаем

С нами чай пить, петь, играть.

И, конечно же, узнаем,

Как вести себя, держать.

2-й ведущий (Скоморох): Посмотрите, как красиво накрыт стол к чаю. А главный на столе - самовар. Чай из самовара самый вкусный и душистый. Подходите, гости дорогие, усаживайтесь на места. Но сначала давайте вспомним о правилах вежливости.

Учитель: Ребята, о каких правилах вежливости говорит Скоморох? О чем нужно всегда помнить, прежде чем войти в столовую?

Ответы: Нужно привести себя в порядок, вымыть руки, пропустить девочек вперед.

Учитель: Хорошо. Итак, мы сидим за столом. Но ведь сидеть тоже нужно правильно. Кто мне подскажет, какие существуют правила, касающиеся манеры держаться за столом?

(Ответы детей).

Учитель: Давайте посмотрим сценку о том, как Петрушка и Скоморох обедать садились.

«Пригласил Скоморох Петрушку на обед.

- Приходи, Петрушка, щи хлебать.

Прибежал Петрушка в комнату и со всего маху на стул сел. Сел и развалился, словно ничего о правилах вежливости не знает. Сгорбился, локти на стол положил, ноги под столом вытянул. Ждет Петрушка, когда хозяин щи подаст.

А Скоморох не торопится, хочет гостя хорошим манерам научить.

- Сядь, Петрушка, ровно, убери локти со стола.

- Не хочу, мне и так хорошо!

Поставил Скоморох на стол тарелки, угощает Петрушку. А Петрушка схватил свою ложку и стал щи хлебать. Чавкает, облизывается, торопится. Посмотрел на него Скоморох и говорит:

- Плохой ты гость, Петрушка, совсем невоспитанный.

- Это почему? Ведь я ничего плохого не сделал!»

Учитель: Ребята, почему Петрушка оказался плохим гостем?

Беседа «Как нужно вести себя за столом».

- Нужно сидеть прямо, ноги под столом держать ровно, не ерзать на стуле, не класть локти на стол. Во время еды не разговаривать с набитым ртом, не чавкать.

Учитель: Молодцы. Эти правила записаны на специальном стенде под названием «Как вести себя за столом». Прочитаем их еще раз и запомним.

Мальчик-ведущий: Разве может русский стол обойтись без блинов?

Ах, блины, блины, блины!

Сколько их на свете есть -

Невозможно перечесть!

Девочки-помощницы ставят тарелки с блинами перед учениками.

- А кто знает рецепт приготовления этого блюда? В старину на Руси блины подавали с медом, творогом, икрой и рыбой. Блины - это русское национальное блюдо, с которым связан яркий и красивый праздник «Широкая Масленица» - проводы зимы.

Но блины тоже нужно уметь кушать. В старину люди ели блины руками, а сейчас используют специальные ножи и вилки.

- Давайте попробуем блинчики! Кто помнит правила обращения с ножом и вилкой? Покажите, как правильно ими пользоваться. Молодцы!

Учитель: На Руси говорили, что чай душу согревает, от болезней лечит, настроение поднимает. Хозяйки, заваривая чай, добавляли листочки малины или мяты. И чай от этого был только вкуснее и полезнее. А уж какой аромат! Может, кто-нибудь знает, как правильно заваривать чай?

(Ответы детей).

- А сколько пословиц, песен и частушек сложил русский народ о чае! Наши ребята выучили некоторые из них.

Выходят 3 мальчика и 3 девочки в русских народных костюмах. У них в руках музыкальные инструменты: ложки, бубны, дудочки, погремушки. Дети играют и поют частушки.

Дети-ведущие: Эй, ребята, в бубны бейте!

Вы ладошки не жалейте!

Поиграйте нам на ложках,

Поиграйте от души,

Чтобы ноги в пляс пошли!

Частушки:

У самовара не скучаем,

Разговор ведем за чаем!

Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном!

Учитель: Молодцы, ребята! Порадовали нас частушками. А теперь давайте еще раз вспомним правила поведения за столом и отведаем приготовленное угощение. Итак, как нужно вести себя за столом?

(Ответы детей).

- Правильно. А еще надо вспомнить, что тарелки должны остаться чистыми, т.е. вы должны все съесть. И совсем неприлично облизывать тарелки. Хочу еще сказать, что ваши тарелки особенные: когда вы все съедите, переверните тарелку и найдите задание, которое нужно будет выполнить.

Ученики угощаются, а затем выполняют задания.

- Кто готов прочитать задание, которое приложено к тарелке?

Вопросы и задания:

В какой руке держат ложку, вилку, нож? Покажи, как это делается.

Расскажи и покажи, как правильно заваривают чай.

Вспомни и расскажи пословицу, поговорку, песенку о вежливости.

И т.п.

Учитель: Молодцы. Вы все правильно сделали. И уверенно шагаете по лестнице правил поведения, нарушать которые всегда означало поставить себя вне общества. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали, с чем познакомились.

Дети-ведущие: Песней праздник начался,

Славно праздник удался.

И еще ребята наши

Русский танец славно спляшут!

Группа детей исполняет русский народный танец.

Учитель: Очень хороший танец! Наши ребята - настоящие артисты! Занятие подходит к концу. Думаю, что все, чему мы научились, вы будете использовать за столом и дома, и в гостях.

поселок Карманово, Гагаринский район, Смоленская область