Юрий Петров, представитель Федерального агентства по образованию, нарисовал весьма оптимистичную картину: средства на охрану труда выделяются, обучение специалистов проводится, компенсации «за вредность» работникам выплачиваются. Однако и статистика травматизма в отрасли, и результаты комплексной проверки, проведенной в вузах перед совещанием по инициативе профсоюза, говорят о том, что не «все ладно в датском королевстве». Об этом сказали в своих выступлениях заместитель председателя профсоюза Вадим Дудин и старший инспектор отдела по охране труда Центрального Комитета Юрий Щемелев. Позицию профсоюза поддержали все участники совещания - в ходе работы секций приводились конкретные цифры и факты, подтверждающие присутствие серьезных проблем в учреждениях профессионального образования, решать которые следует незамедлительно.

«Свет в конце тоннеля» едва виден

Вадим ДУДИН, заместитель председателя Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

- Несмотря на увеличение финансовых средств, выделяемых на охрану труда, существенных перемен к лучшему и реального повышения уровня безопасности работников и студентов не произошло.

Медленно снижается количество несчастных случаев на производстве (2362 - в 2006 году, 2156 - в 2007 году). И что самое печальное, выросло число травм со смертельным исходом среди работников образовательных учреждений системы Рособразования. Если в 2006 году мы потеряли 28 человек, то в 2007 году - 38.

В целом по отрасли расходы образовательных учреждений на мероприятия по охране труда в 2006 году составили около 10,5 миллиарда рублей, а в 2007 году - почти 12 миллиардов. Однако количество работников, занятых на тяжелых работах, а также работах с вредными и (или) опасными условиями труда, как это ни парадоксально, не снижается. В 2006 году численность таких работников составляла 12469 человек, а в 2007 году - 17063 человека, то есть увеличилась на 36% (!).

Как и прежде, основное бремя реализации мероприятий по охране труда, коллективных договоров и соглашений ложится на внебюджетные средства. Так, по нашим расчетам, в среднем в каждом учреждении профессионального образования в 2006 году было израсходовано 3,7 миллиона рублей, что составляет всего 1-2 тысячи рублей на работника. Не Бог весть какие деньги, если говорить о сохранении жизни и здоровья человека, о создании ему комфортных и безопасных условий труда на рабочем месте. При этом надо учесть, что весьма существенная часть средств расходуется на пожарную безопасность.

Как и прежде, бюджетные ассигнования в целом на охрану труда выделяются не отдельной строкой, а по остаточному принципу, по статье «Прочие расходы». Норматив финансирования мероприятий по охране труда для бюджетных организаций, в том числе учреждений образования, до сих пор не установлен, а для федеральных учреждений не установлен порядок их финансирования. ЦК Профсоюза неоднократно обращался в Правительство РФ, Госдуму РФ, заявляя о недопустимости подобной дискриминации бюджетных организаций нематериальной сферы производства, но никакой реакции за этим не последовало.

И только сейчас ситуация, похоже, начала выправляться. В начале этого года Виктор Зубков, будучи премьер-министром, дал поручение главе Минфина РФ Алексею Кудрину подготовить предложения по внесению дополнений в соответствующие статьи Бюджетного кодекса РФ о целевом финансировании мероприятий по охране труда и аттестации рабочих мест в учреждениях бюджетных отраслей. Похоже, появился «свет в конце тоннеля», а вместе с ним - надежда на то, что справедливость в отношении отраслей бюджетной сферы будет восстановлена.

Вторая, крайне актуальная и сложная ввиду своей затратности проблема - аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждениях образования, в том числе профессионального. По данным статистики, в 2007 году в учебных заведениях, относящихся к Рособразованию, число работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, составило более 50 тысяч человек. В 2006 году эта цифра была значительно ниже - 42,7 тысячи.

Получается, что мы не выводим работников из производств с вредными и опасными условиями труда, а наоборот - действуем вопреки всякой логике. Вопреки основной цели проведения аттестации рабочих мест, которая четко сформулирована в статье 209 ТК РФ как оценка условий труда на рабочих местах и, что самое главное, - приведение их в соответствие с государственными нормативными требованиями. Тем самым просто игнорируются и не выполняются требования законодательства по охране труда.

Следующий важный аспект - управление охраной труда. Реализация всего комплекса мероприятий по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда требует правильных и своевременных управленческих решений. Практически во всех отраслях экономики, включая такую же, как наша, бюджетную отрасль - здравоохранение, разработаны, внедрены или находятся на стадии внедрения системы управления охраной труда. Кроме отрасли образования.

Не менее важный вопрос - статус служб охраны труда. В решениях и планах Рособразования отчетливо прослеживаются тенденции по объединению всех служб безопасности - пожарной, антитеррористической, радиационной, химической, гражданской обороны и, в последнюю очередь, охраны труда в единую структуру - службу Комплексной безопасности. На наш взгляд, это не только неправильно, но и недальновидно. Ибо в данной ситуации надо исходить из того, что Охрана труда - понятие, содержание и смысл которого первичны. Именно Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников включает в себя самый широкий комплекс видов и направлений безопасности. Кроме того, расставляя приоритеты, необходимо помнить о том, что невольно мы можем разрушить то, что создавалось многие годы. Я имею в виду кадровый потенциал служб охраны труда, высокую квалификацию их специалистов, уровень знаний и многолетний опыт работы в столь непростой сфере.

Что касается Отраслевого соглашения между Рособразованием и профсоюзом, то и оно требует наполнения более конкретными и реальными мероприятиями, направленными на улучшение условий труда, принятия превентивных мер по предупреждению и снижению травматизма и несчастных случаев среди работников образовательных учреждений. Надеемся, что при подготовке ОС на 2009-2010 годы будут учтены все предложения и рекомендации, выработанные в ходе сегодняшнего обсуждения.

Пожаров стало меньше

Юрий ПЕТРОВ, советник заместителя руководителя Федерального агентства по образованию:

- Конечно, обеспечение здоровых и безопасных условий труда и обучения - задача первостепенная. Минобразованием России была разработана и утверждена отраслевая программа «Безопасность образовательного учреждения» на 2004-2007 годы.

Ожидаемым результатом реализации отраслевой и региональных программ должно было стать снижение показателей травматизма, несчастных случаев, профессиональной и общей заболеваемости работников, обучающихся, воспитанников и как следствие - сокращение государственных финансовых расходов.

В целом на мероприятия по охране труда и обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательных учреждений было израсходовано порядка 12 миллиардов рублей.

В региональных центрах, созданных на базе 51 подведомственного вуза, в 2007 году прошли обучение по охране труда порядка 46 тысяч человек.

Практически во всех подведомственных учреждениях профессионального образования имеются службы охраны труда и безопасности жизнедеятельности: управления (отделы) в вузах, специалисты - в ссузах и учреждениях начального профобразования.

В 2007 году во время работы межрегиональных семинаров проводилось обучение работников служб охраны труда подведомственных учреждений образования и органов управления образованием субъектов РФ по вопросам проведения аттестации рабочих мест.

В целом различными компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда в 2007 году пользовались 128464 работника вузов, что составляет 25,2% от их численности (108408 - в 2006 году). При этом фактические расходы на компенсацию составили 202,38 миллиона рублей против 151,59 миллиона рублей в 2006 году.

В результате несчастных случаев погибли 38 человек, из них 9 женщин.

Число человеко-дней нетрудоспособности в связи с производственным травматизмом в прошлом году по сравнению с 2006 годом увеличилось с 86680 до 93278.

Несколько увеличилась (с 0,003% до 0,005%) доля пострадавших, переведенных на другую работу по медицинским показаниям.

По уточненным данным, в 2007 году в образовательных учреждениях произошло 434 пожара, что на 10% меньше, чем в 2006 году.

За 2007 год обучение по пожарной безопасности прошли более 370 тысяч работников учреждений образования в регионах и более 55 тысяч работников подведомственных Рособразованию учебных заведений. А количество проведенных за год тренировок по эвакуации работников и обучающихся в чрезвычайных ситуациях составляет 248 тысяч, в среднем по 3 занятия на каждое учебное заведение. Как результат - сократилось количество пожаров на объектах образования и уменьшились последствия нанесенного ими ущерба.

Итоги проверок оптимизма не внушают

Юрий ЩЕМЕЛЕВ, старший инспектор отдела по охране труда ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

- С каждым годом ухудшаются условия труда работников. Если в 2006 году количество работников образовательных учреждений, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, составило 42758 человек, то в 2007 году - уже 51130 человек, почти на 20% больше. На 14% увеличилось число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших в связи с несчастными случаями. На фоне снижения общего травматизма среди работающих в отрасли продолжает расти количество тяжелых и смертельных несчастных случаев. Если добавить ко всему перечисленному то, что большинство мероприятий по охране труда Отраслевого соглашения со стороны Рособразования не выполнены (например, не приняты ставшие «притчей во языцех» Отраслевые типовые инструкции по охране труда, согласованные с ЦК профсоюза еще в ноябре 2004 года (!) и Порядок расследования несчастных случаев с учащимися и студентами), приходится утверждать, что состояние дел с охраной труда в системе образования не отвечает задачам по сохранению жизни и здоровья работников и требует принятия безотлагательных мер.

Мы провели серьезную подготовку к сегодняшнему совещанию, в учебные заведения было направлено совместное письмо за подписью руководителей Рособразования и ЦК профсоюза и соответствующие рекомендации по организации проверок.

К сожалению, по линии Федерального агентства такое письмо в вузы отправлено не было, что в определенной степени снизило эффективность и значимость данного мероприятия. Поэтому все вопросы по информированию ректоров и организации проверки пришлось решать нашим территориальным комитетам профсоюза и их техническим инспекторам труда.

По итогам проверок соответствующие материалы и справки получены из 101 учебного заведения. Территориальные комитеты профсоюза в республиках Башкортостан и Марий Эл, Краснодарском крае и Ростовской области, используя материалы, полученные в ходе проверок, в оперативном порядке провели заседания президиумов по данному вопросу, что помогло сразу же снять многие вопросы и нерешенные проблемы на уровне этих регионов. Результаты проверок стали предметом серьезного разговора на совместных заседаниях Советов ректоров и президиумов профсоюзных организаций вузов.

Что же показали обследования образовательных учреждений?

С каждым годом растет количество вузов, которые используют дополнительный источник финансирования мероприятий на охрану труда. Имеется в виду возврат 20% от сумм, отчисляемых ежемесячно в Фонд социального страхования РФ (0,2% от фонда оплаты труда).

Одним из важнейших направлений работы органов и учреждений образования по обеспечению прав работников на охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности является организация и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. К сожалению, как показали результаты комплексной проверки, аттестацию рабочих мест проводят только 58% вузов, и только 66% вузов имеют аттестационные комиссии.

Еще одна важнейшая задача работодателя, к тому же не требующая существенных финансовых затрат, - обучение работающих и студентов безопасным приемам выполнения различных видов работ. Однако анализ материалов свидетельствует, что обучение работников ведется недостаточно эффективно, не соблюдается его периодичность (каждые три года), отсутствуют кабинеты для проведения обучения, оборудованные компьютерами и наглядной информацией, а 27% вузов не имеют даже комиссий по проверке знаний требований охраны труда. Более того - 20% вузов до сих пор не имеют в своем коллективном договоре самостоятельного раздела, посвященного охране труда.

На первый взгляд в области пожарной безопасности дела обстоят не так уж плохо, всеми необходимыми первичными средствами борьбы с пожарами обеспечены 92% вузов. С другой стороны, серьезность проблемы просто не позволяет легкомысленно относиться к оставшимся 8 процентам. К счастью, ректоры вузов все ответственнее относятся к противопожарной безопасности, тем более что на эти цели ежегодно увеличивается финансирование. Так, если в 2005 году в среднем на один вуз выделялось 1100 тысяч рублей, то в 2006 году - 1600 тысяч.

В заключение хочу сказать о социальном партнерстве. Его задача - совместными усилиями администрации и профсоюзного комитета добиваться выполнения действующего законодательства по охране труда. А его результативность напрямую связана с умением профкома квалифицированно отстаивать права членов профсоюза при ведении диалога с руководством образовательного учреждения.

Необходимо проводить совместные заседания администрации и профкомов вузов, посвященные выполнению мероприятий по охране труда. Такая практика уже введена в Московском педагогическом государственном университете и в других учебных заведениях.

В то же время есть много интересных форм работы администрации и профкомов вузов по охране труда и здоровья работников. Так, в Армавирском государственном педагогическом университете создан комитет по проведению дня охраны труда, обучения и проверки знаний. В Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии профком занимается вакцинацией против гриппа и проверкой зрения работников. В Уральском государственном горном университете разработан Паспорт безопасности вуза как руководство к действию при кризисных ситуациях. В Сибирском государственном технологическом университете сложилась трехзвенная система уполномоченных по охране труда: они избираются на кафедрах, факультетах и в университете. Старший уполномоченный, избираемый профкомом вуза, является внештатным техническим инспектором.

Ключевой фактор - цена рабочей силы

Виталий ТРУМЕЛЬ, главный технический инспектор ФНПР:

- Сегодня у нас каждый четвертый работник занят во вредных и опасных условиях труда. В этой сфере много и организационных, и технических проблем, но в первую очередь социально-экономических.

Сегодня цена рабочей силы у нас копеечная. Значит, работодателю не выгодно улучшать условия труда, выводить травмоопасные производства из оборота. Работодателю выгоднее принять 10 гастарбайтеров, чем закупить новое оборудование, выгоднее выплачивать компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, чем выводить работника из этих условий. Поэтому наши профсоюзы в качестве одной из основных стратегических задач ставят повышение цены рабочей силы. Повышая цену рабочей силы, мы повысим и заработную плату работника. Тогда он будет в состоянии хорошо питаться, одеваться и думать на рабочем месте о том, как уберечься от травматизма. Сегодня человек готов идти на любое рабочее место, будь там селикоз, антракоз, повышенный уровень радиации. Часто работник даже рад компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда.

Анализ травматизма в целом показывает, что 80% всех несчастных случаев происходит по организационным причинам. И сегодня одна из задач - активно внедрять систему охраны труда на предприятии, но для этого нужно подготовить еще целый ряд положений. В первую очередь это положение или стандарт по оценке риска и по аудиту системы управления охраной труда. Мы предложили Минздравсоцразвития упростить механизм аттестации рабочих мест, сделать его менее затратным. Сегодня аттестация одного рабочего места составляет 15 и более тысяч рублей. И то, что предлагает сегодня министерство, только усугубит ситуацию. Оно хочет возложить всю аттестацию на некие аккредитованные для этого коммерческие структуры. Но мы знаем, что ответственность за состояние охраны труда несет работодатель и его задача - обеспечить безопасные условия труда на рабочем месте. Мы будем опираться на местные организации, чтобы сломать громоздкий механизм, который мешает дальнейшему поступательному движению в области охраны труда.

Вместо заключения

Бурными овациями был встречен доклад председателя комиссии ЦК профсоюза по охране труда и здоровья, руководителя марийской республиканской организации Людмилы Пуртовой. В Марий Эл для взаимного поиска решений на всех уровнях применяется метод социального диалога, который дает свои положительные результаты. Совместно с председателем местного профобъединения Ольгой Цветковой профсоюзы образования решают наиболее острые вопросы по защите социально-трудовых интересов работников, которые выносятся потом на заседание республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На этой комиссии ежегодно рассматриваются и вопросы безопасности труда и здоровья работников отрасли, их детей и студентов. Между тем, как отметила Людмила Пуртова, «образование - отрасль, в которой в мирное время продолжают гибнуть люди, и ответственность за эти случаи зачастую лежит на нас с вами, уважаемые коллеги, так как государственно-общественный контроль в каждом учреждении - наша совместная забота и ответственность».

По итогам пленарного заседания и работы секций были выработаны рекомендации, в которых обозначились основные пути решения злободневных вопросов. В рекомендациях, в частности, есть и предложения в адрес Федерального агентства по образованию: о приведении нормативно-правовой базы по организации работы в сфере охраны труда в учреждениях профессионального образования в соответствие с изменениями, которые произошли в трудовом законодательстве; о доработке и согласовании в 2008 году всех отраслевых инструкций по охране труда, правил проведения внешкольных мероприятий, лабораторных работ в кабинетах физики, химии и биологии; о мерах по повышению статуса структурных подразделений охраны труда.

Многие выступавшие выразили сожаление по поводу того, что на совещании не присутствовали первые лица Министерства образования и науки РФ и Рособразования. Между тем важный разговор по наболевшей проблеме на российском уровне все же начат и требует своего продолжения. В течение всего совещания его участники говорили о том, что в ближайшее время необходимо провести совместную коллегию ЦК профсоюза и Рособразования, чтобы не просто сравнивать статистические данные по несчастным случаям и финансовым средствам, затраченным на охрану труда, а разработать реальные шаги по решению острых проблем в системе образования.