Декларации о важности дошкольного образования на государственном уровне звучат довольно часто. Однако ни реальных подвижек, ни даже попыток хоть что-то изменить в социальном положении работников системы дошкольного образования пока не видно. Складывается впечатление, что государство готово согласиться с дальнейшим увеличением разрыва в оплате труда воспитателя и школьного учителя. Чем объяснить такой тихий саботаж дошкольных проблем?

«С сожалением приходится констатировать, что в обществе и государстве система дошкольного образования и воспитания детей воспринимается как вспомогательная по отношению к общему образованию, - замечает председатель краевой организации профсоюза Леонид ИВАНОВСКИЙ. - Дошколят не внесли в приоритетный национальный проект «Образование». И сколько бы педагогическая общественность, Профсоюз работников народного образования и науки не задавали вопрос: «А почему так?», вразумительного ответа нет. Есть только намеки на то, что в дальнейшем в национальный проект будут включаться все образовательные учреждения, дойдет очередь и до дошкольников. К сожалению, не доходит! Крайне туманны перспективы перевода дошкольных учреждений на новую систему оплаты труда. Государство об этом пока не думает, благополучно сбросив заботу о «дошкольниках» на муниципалитеты...»

Слабое финансирование отрасли, бедственное положение работников, изношенность материально-технической базы детских садов - это самые наболевшие проблемы муниципальных органов управления образованием. Сегодня они прямо говорят: районам в одиночку дошкольную систему не поднять.

Может быть, есть смысл перейти на финансирование оплаты труда «дошкольников» из краевого бюджета? - задают участники «круглого стола» вопрос. В свое время профсоюзу удалось добиться, чтобы школьных учителей финансировал краевой бюджет. Это позволило снять проблемы по своевременной выплате зарплаты и пособия на методическую литературу.

Дошкольные учреждения не случайно называются образовательными. В них идет и воспитательный, и учебный процесс, причем требования к педагогам ДОУ выросли. В детских садах преподаются иностранные языки, внедряются новые программы и педагогические технологии. Отвечает ли современным требованиям система подготовки и повышения квалификации педагогов дошкольного образования?

«Проблема с кадрами заключается не только в том, какому профессиональному уровню они должны соответствовать. Проблема заключается в острой нехватке этих кадров в системе дошкольного образования, - говорит Леонид Ивановский. - В детские сады выпускники педагогических колледжей и вузов идут с еще большей неохотой, чем в школы. По той же банальной причине - зарплата слишком низкая... Напрашивается вопрос: а не пора ли уравнять дошкольных педагогов с учителями в оплате труда, а затем, не деля их на «школьников» и «дошкольников», кардинальным образом решать вопросы значительного повышения зарплаты, чтобы сделать профессию престижной и привлекательной для молодежи? Государство считает, что еще не пора!».

«А работники детских садов считают, что скоро будет поздно! - вступает в разговор председатель Барнаульской городской организации профсоюза Тамара ЛЕСОВЫХ. - В настоящее время ситуация в дошкольных учреждениях Барнаула сложилась просто аховая. Почти половина работающих - пенсионеры, не хватает более 200 воспитателей, 145 помощников воспитателей, медицинских сестер. И это в уже действующих садах. Кто придет работать в открывающиеся дошкольные учреждения? В связи с применяемой методикой финансирования, которая устанавливает зависимость коэффициента удорожания от количества детей, возникла угроза массового сокращения работников дополнительного образования. Детский сад первой категории из центра обучения, развития и воспитания превращается в дошкольное учреждение «присмотра и ухода». Очень обидно, когда видишь, как уходят специалисты - профессионалы высокой квалификации. Не хватает средств на доплаты, предусмотренные коллективными договорами и городским соглашением. Какое качество образования можно требовать с воспитателя, который работает по 12 часов? Существование детских садов в нынешних условиях чревато плохими последствиями!».

Какие изменения переживает и что собой представляет система образования в крае? Что делается для решения самых острых проблем? На эти и многие другие вопросы ответила начальник отдела социальной реабилитации и специального образования Управления по образованию и делам молодежи Лариса БАГИНА. Она согласилась с озвученными проблемами: «Дошкольное образование пережило не лучшие времена, но сейчас ситуация меняется. В услугах дошкольных образовательных учреждений нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Сколько бы критики ни звучало в адрес детских садов, их полезность и необходимость признают все. Именно поэтому в числе приоритетных Управление по образованию и делам молодежи, администрация Алтайского края ставят задачу обеспечения доступности дошкольного образования для каждого маленького жителя.

В крае функционирует 860 детских садов, которые посещают более 73 тысяч детей. По сравнению с 2006 годом количество детей, охваченных дошкольным образованием, увеличилось на 3500 человек. Тем не менее очередь в детские сады велика: тридцать две тысячи человек. Основная доля (почти 80%) падает на город. Уплотнять группы мы уже не можем. Выход один - расширять сеть ДОУ. В 2007 году открыто шесть новых дошкольных учреждений, 78 групп в уже действующих детских садах, 18 ДОУ как юридические лица размещены на площадях школ, заработали около 600 групп кратковременного пребывания детей. Мы заняли нишу, которая раньше была не востребована - предшкольная подготовка. Сельская система образования активно включилась в этот процесс. Были сомнения: а стоит ли отдавать дошколят в школы, готовы ли учителя осваивать новые методики? Сейчас уже можно смело сказать, что предшкольная подготовка прижилась и эффективно функционирует. Разработана программа «Демографическое развитие региона на 2008-2015 годы». В ней предусмотрены меры, реализация которых позволит расширить дошкольную сеть более чем на 20 тысяч мест. Чтобы удовлетворить всех детей, желающих посещать детские сады, нам необходимо до 2015 года построить 145 дошкольных учреждений. Программа впервые предполагает серьезные финансовые затраты на расширение сети ДОУ из краевого бюджета».

«Да, государство рьяно взялось исправлять ошибки прошлого, - замечает декан педагогического факультета, зав. кафедрой дошкольного воспитания Барнаульского педагогического университета Лилия ШВАРКО, - стало восстанавливать разрушенные здания детских садов и возводить новые, вводить предшкольное образование. Но этого недостаточно! Потерю внутреннего содержания дошкольного образования и воспитания предпринимаемые меры не остановят! Возведут дворцы, а дальше что? Кто пойдет работать в эти дворцы при такой оплате труда? Боюсь, что скоро профессия воспитателя попадет в разряд исчезающих, потому что молодежь хочет работать в нормальных условиях. Если сегодня не повысить кардинально зарплату «дошкольников», то и здания детских садов строить не надо».

Как отмечали участники «круглого стола», у государства в решении проблем дошкольного образования нет, в первую очередь, комплексного подхода. Приоритетной статьей в программах развития этой отрасли идет расширение сети детских садов и охвата детей дошкольным образованием. Надо отдать должное региональным структурам власти, многое в данном направлении уже сделано. Но у дошкольников есть и другие проблемы, решением которых нужно заниматься немедленно.

Условия содержания детей нуждаются в улучшении по многим направлениям. Хочется обновить и физкультурное оснащение, и игрушки, и дидактические пособия, расширить медицинское обслуживание детей. Но бюджетное финансирование, особенно в сельских районах, не позволяет покрыть расходы на текущее содержание и капитальный ремонт детских садов.

«Надежда только на педагогические коллективы и руководителей детских садов, - сетует председатель Каменской территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки Татьяна ОСАДЧЕНКО. - Заведующие, не имея ни делопроизводителей, ни методистов, «волокут» всю работу на себе. А ведь от них зависит характер, стиль, направление работы дошкольного учреждения, господствующие в нем дух и атмосфера. Обстановка в садике должна быть радостной, иначе нельзя! И швец, и жнец, и на дуде игрец - это про наших воспитателей. Они сегодня работают плотниками, малярами, художниками, режиссерами. По совместительству со всем этим им полагается быть чуткими и вдумчивыми педагогами, творческими и высококвалифицированными, терпеливыми к любым выражениям неудовольствия со стороны родителей и детей. Где еще есть специалисты, которые безропотно выполняют такое количество разнопрофильных обязанностей за такую мизерную зарплату?!»

Вакантных мест в садах много. Заведующие постоянно обращаются в педагогические университеты и колледжи с просьбой дать выпускников. А чем детский сад встретит сегодня молодого работника? Зарплатой в 2300 рублей, а в перспективе - повышением квалификационного разряда, который даст прибавку в 300 рублей. Это издевка для молодых педагогов. «А ведь среди них много талантливых, творческих, одаренных. Именно таких ребят теряет наше образование!» - возмущаются участники разговора.

Как поддержать работников детских садов? Чем привлечь молодых? Как улучшить условия труда воспитателей? Вот первоочередные проблемы, от которых государство отмахнулось. Оно даже не пытается сделать вид, что хочет их решать. А зачем? Ведь если на всю страну заявить, что воспитатели получают нищенскую зарплату, то ее, хочешь - не хочешь, придется повышать.

«Почему у государства нет чувства вины пред нами? - задает уместный вопрос заведующая детским садом №116 Барнаула Екатерина БОРОНИНА. - За 16 лет работы в должности заведующей я приняла в детский сад только одного молодого специалиста. Не потому что мест нет, а потому что не идет к нам молодежь. В коллективе 80% работников предпенсионного и пенсионного возраста. Уйдут они, кто останется? Каждое лето я с тревогой провожаю своих работников в отпуск. Боюсь, что осенью не вернутся. Так и живем в состоянии постоянной тревоги и неуверенности в завтрашнем дне».

Не секрет, что год от года растет количество детей с различными отклонениями в развитии, с ослабленным здоровьем. Надо вводить должности логопедов, психологов, социальных педагогов. А дошкольные учреждения продолжают жить по старому, разработанному еще в 60-х годах штатному расписанию. Детские сады мечтают о психоневрологах, инструкторах по лечебной физкультуре, кружках и секциях... Но повсеместно в крае муниципалитеты не справляются с затратами на содержание системы дошкольного образования. «Это происходит из года в год, а проблема не решается, - говорит заведующая детским садом «Ромашка» г. Горняка Светлана НЕХОДОВА. - Ни один район не может предоставить работникам детских садов дополнительные меры социальной поддержки. Между тем, во многих субъектах Российской Федерации власти давно перешли от слов к делу: приняли дополнительные меры поддержки дошкольных учреждений и работающих в них людей. Это доплаты к заработной плате, увеличение надтарифного фонда до 25%, гранты для ДОУ, денежные вознаграждения педагогам и заведующим, бесплатные обеды и проезд до места работы. У нас же в крае ситуация не меняется совершенно, одни разговоры и спросить не с кого».

«Согласна с коллегами, - продолжает разговор председатель Егорьевской районной организации профсоюза Елена БОЙКО, - проблемы работников дошкольных учреждений должны рассматриваться и решаться на краевом и федеральном уровнях, так как муниципалитеты не в состоянии этого сделать. Сегодня принята Концепция демографической политики, объявлен Год семьи - все это государственные программы. Казалось бы, необходимо уделить особое внимание именно государственной поддержке системы дошкольного образования. А что происходит на деле? Низкая заработная плата, социальная и правовая незащищенность, каждодневные перегрузки... Педагоги ДОУ по сравнению со школьными учителями проигрывают по многим показателям. У них короче отпуска, нет доплат за работу с родителями, за методическую работу, заведующие не имеют права на льготную пенсию по выслуге лет, медицинские работники садиков также теряют право на досрочную пенсию в отличие от медицинского персонала лечебных учреждений. Муниципалитеты относятся к системе дошкольного образования, как к бедной родственнице. Финансируют по остаточному принципу: есть деньги - дадут немного, нет денег - еще и отнимут».

Пока государство не обратит внимание на педагогов, сделали вывод участники «круглого стола», в отрасли будет только видимость, имитация реформирования. Если средства изначально не вкладывать в главное звено - в человека, затраты на образование мало что дадут. Это обрекает очередную реформу на то, что по сути своей, по духу она становится чиновничьей. Мы отчитываемся за компьютеризацию школ, за построенные здания, оперируя миллионами рублей и квадратными метрами. А вот учитель и воспитатель, отвечающие за содержание реформы, остаются в стороне. Рассчитывать при этом на серьезные успехи в модернизации системы образования не приходится.

Барнаул