Первая задача, которая встала перед райкомом профсоюза, - увлечь этой работой председателей первичных профсоюзных организаций. Мы провели несколько обучающих семинаров: «Активизация информационной работы в первичке», «Что такое профсоюзный кружок?», «Имидж профсоюзного лидера». Девизом нашей работы стали слова: «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией!»

Руководитель кружка должен быть яркой, творческой личностью. Ему необходимо подобрать материал к занятию, продумать формы и методы его проведения, сочинить интересный сценарий, уметь слушать и слышать каждого, обобщать, подводить итоги. Но главное - он должен сплотить вокруг себя педагогов и настроить их на самостоятельное «добывание» информации.

Первыми решили попробовать себя в новом деле председатели первичных профсоюзных организаций школы №5 хутора Восточный Алексей Брюшневский, детского дома Зеленокумска Наталья Абрамова и школы №11 Зеленокумска Анна Шабанова. Через год еще в трех коллективах были организованы профсоюзные кружки. Руководители кружков школ №13 и №14 города Зеленокумска Ольга Панфилова и Зоя Дгебуадзе помогали пополнять районную методическую копилку. Сегодня в ней представлены все материалы газеты «Мой профсоюз», самые интересные разработки наших коллег из других регионов, собрана большая папка «В помощь руководителю профсоюзного кружка». Было много споров о том, как вести эту работу, нужны ли планы, как часто проводить занятия кружка. В итоге решили, что необходимо ориентироваться на потребности коллектива, предотвращать возникновение конфликтных ситуаций.

Кроме нас, в Ставропольском крае еще четыре района подключились к проекту. Краевой комитет профсоюза решил посетить все эти территории. И вот в апреле, ровно два года спустя после начала работы, мы встречали гостей. Нам важно было услышать мнение специалистов краевого комитета, коллег из тех территорий, где кружки уже действуют, и тех, кто еще не приступил к этой работе. На семинаре-практикуме «Внедрение и распространение профсоюзных кружков в Советской районной организации профсоюза» мы решили рассказать о том, как все начиналось. Показали презентацию, посвященную нашей работе, представили все собранные материалы, подарили гостям методические разработки наших руководителей.

Тема семинара для руководителей профсоюзных кружков «Отпуска работников образовательных учреждений» была выбрана не случайно. Впереди лето, и у педагогов возникает множество вопросов, связанных с порядком и условиями предоставления отпусков. Кроме того, в нашем районе большинство образовательных учреждений работают сейчас над коллективными договорами. Нашей задачей было показать, как профсоюз может добиваться расширения льгот и гарантий для работников по сравнению с теми, что предоставлены трудовым законодательством.

Использовали групповую форму работы и эффективный метод «улей». Четыре группы получили вопросы, ответы на которые им предстояло найти в Трудовом кодексе, постановлениях Правительства РФ, краевом и районном отраслевых соглашениях, коллективных договорах образовательных учреждений. «Пчёлы» работали попарно, а затем несли всю собранную информацию в общий «улей». Гости тоже не скучали - в начале семинара им был предложен тест для проверки знаний, результаты которого в конце занятия проанализировал эксперт. В работу включились все - задавали вопросы, спорили с кружковцами, вместе решали ситуационные задачи. Гостей заинтересовала информация о дополнительных отпусках медицинским сестрам детских садов и библиотекарям школ, о кратковременных оплачиваемых отпусках вместо отпусков без сохранения зарплаты, которые предоставляются у нас в соответствии с районным соглашением и коллективными договорами.

Ольга Панфилова показала занятие по теме «Действия администрации и профкома при несчастном случае. Предупреждение травматизма в образовательном учреждении». Эти серьезные вопросы нужно решать сообща, поэтому «администрация», «профком» и «пострадавший» вместе собрались за «круглым столом», чтобы разработать порядок действий каждой стороны в критической ситуации. Кроссворд, составленный руководителем кружка, заставил многих задуматься о том, что необходимо пополнять свои знания в области охраны труда. Не мог остаться в стороне от обсуждения специалист по охране труда краевого комитета профсоюза Владимир Каленников. Его советы оказались очень полезны и членам кружка, и председателям первичных профсоюзных организаций. Итогом занятия стали созданные на глазах у зрителей шуточные плакаты-рекомендации.

В конце мероприятия своим опытом поделились руководители профсоюзных кружков, и мы увидели, насколько разнообразной может быть эта работа. Алексей Брюшневский занимается с разным составом кружка по мере возникновения вопросов у членов коллектива, стараясь не «заорганизовывать» эту работу. Зоя Дгебуадзе собрала в кружок своих подруг, для подготовки занятий широко использует интернет. Наталья Абрамова встречает коллег за чашкой чая в библиотеке, стараясь с опережением искать ответы на злободневные вопросы. Ольга Панфилова проводит занятия по четкому плану, с постоянным составом слушателей.

Работа по внедрению профсоюзных кружков стала возможной в Советском районе благодаря инициативе, творчеству профсоюзного актива, - таким было единодушное мнение гостей. Уверена, что подобные встречи очень нужны. Добрые слова стали напутствием для дальнейшей работы по расширению сети профсоюзных кружков в нашей организации.

Светлана ЧАДОВА, председатель Советской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Ставропольский край