- Более пятнадцати лет в Беларуси идут процессы обновления образования и его модернизации, в которых отраслевой профсоюз принимает самое активное участие. Минская городская организация Белорусского профсоюза работников образования и науки насчитывает свыше 54 тысяч человек, что составляет 98,1% от числа работающих, из них почти одна треть - работники дошкольных учреждений.

Наш профсоюз избрал путь конструктивного взаимодействия с органами власти и нанимателями, что позитивно сказывается на развитии дошкольного образования. Мы представлены в органах управления образованием, различных комиссиях, где принимаются решения в отношении педагогических работников. В достижении своих целей эффективно используем механизм Отраслевого соглашения. Профсоюз участвует в разработке и реализации программ «Развитие образования города Минска». Благодаря этим программам дошкольное образование сегодня - это в целом динамичная система, развивающаяся вместе с обществом и ориентированная на обеспечение преемственности между семейным воспитанием, дошкольным и начальным образованием.

Город вкладывает в образование достаточные средства для его успешного функционирования и развития. В первую очередь бюджетные средства были направлены на создание безопасной среды пребывания воспитанников в детских садах. За последние три года во всех дошкольных учреждениях установлена пожарно-охранная сигнализация. Реализуются программы «Мебель», «Игрушки» и другие. Целевую направленность получают средства на капитальные и текущие ремонты. Здания и территории многих детских садов поистине стали украшением нашего города.

Финансирование учреждений образования города в 2008 году было увеличено в 1,2 раза, причем приоритет отдан именно детским садам, на содержание которых предусмотрено 31,8% общего бюджета системы образования. В настоящее время в городе работает 421 дошкольное учреждение, где воспитывается свыше 72 тысяч детей, что составляет 94,3% от их числа. По проценту охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к школе Минск идет вровень с такими странами, как Франция, Германия, Швеция, Япония.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается сегодня за счет использования внутренних резервов отрасли. Этому способствует «Программа развития образования Минска до 2010 года», в рамках которой, исходя из запросов семьи, создана дифференцированная по видам, типам, профилям и режиму работы сеть дошкольных учреждений. В городе работают 9 центров развития ребенка, 3 учреждения «детский сад - школа», открыто 28 групп новых форм дошкольного образования: адаптационные, выходного дня, вечернего пребывания, оздоровительной направленности.

Следует отметить, что развивается сеть учебных заведений, позволяющая охватить всеми формами специального образования 99,8% дошкольников, реализуется проект оказания им ранней комплексной помощи. Он имеет долгосрочное социальное значение, помогает укрепить семью, воспитывающую ребенка с особенностями в развитии, улучшить качество ее жизни.

Параллельно с решением проблемы общедоступности дошкольного образования мы работаем над обеспечением его качества. Национальная программа «Пралеска» ориентирована на стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе». Свыше 145 учреждений работают в режиме педагогической инициативы, активно внедряются национальные инновационные педагогические технологии, способствующие формированию у воспитанников гражданско-патриотических качеств, мотивации к познавательной деятельности. Дошкольные учреждения имеют право выбора технологий и методик развития детей. В городе 40 дошкольных учреждений используют в своей работе образовательную модель «Первый шаг», 150 - педагогическую ТРИЗ-технологию, около 20 - педагогическую систему Марии Монтессори, 65 -методику обучения чтению и письму Н.А.Зайцева.

Большое внимание уделяется приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни. В большинстве детских садов разработаны индивидуальные программы развития ребенка. Для детей, часто и долго болеющих, работают 18 оздоровительных детских садов. Организовано также дополнительное образование в кружках.

Доступности образования способствует и небольшой размер платы за пребывание ребенка в дошкольном учреждении. Сегодня родители оплачивают только 60% за питание детей, остальные расходы восполняются за счет государства. Республиканским социальным стандартом определен норматив денежных средств на содержание одного ребенка в дошкольном учреждении в год в размере 738 долларов США. Реальная обеспеченность расходов на содержание одного ребенка в Минске составляет 1200 долларов.

С 2006 года реализуется программа «Информатизация системы образования», в которую включены и дошкольные учреждения города. В настоящее время 90% детских садов столицы подключены к электронной почте. Включение всех учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, в единое информационное пространство, - это перспектива, которой нам предстоит добиться в ближайшее время.

Решая проблемы реформирования системы дошкольного образования, мы не забываем, что ключевой фигурой в этих преобразованиях был и остается педагог. Воспитанием и обучением дошкольников в Минске занимаются более 9,5 тысяч педагогов. С 2000 года в дошкольных учреждениях работают такие специалисты, как педагог-психолог, социальный педагог и руководитель физического воспитания. 49,7% воспитателей имеют педагогический стаж свыше 15 лет. Более 50% - первую и высшую квалификационную категорию. Вместе с тем проблема роста профессионального мастерства воспитателей, да и руководителей дошкольных учреждений, остается для нас одной из наиболее важных. Вызывает обеспокоенность и нехватка кадров - есть вакансии помощников воспитателей, медицинских работников, поваров. Воспитатели вынуждены работать с большой нагрузкой, они выполняют одновременно работу отсутствующего помощника в ущерб своим основным обязанностям и здоровью.

Работа в дошкольных учреждениях становится непривлекательной для абсолютного большинства молодежи. Среди работающих лишь 0,2% молодых специалистов. Основные причины оттока кадров, по нашему мнению, таковы:

- крайне низкая заработная плата всех категорий работников дошкольных учреждений (зарплата воспитателя, молодого специалиста с высшим образованием без категории - 125 долларов США, а с 15-летним стажем работы и высшей категорией - 225 долларов США. С учетом доплат помощник воспитателя получает 115 долларов США, медицинская сестра - 150 долларов);

- более низкий по сравнению с аналогичными категориями работников других учреждений уровень прав и гарантий (меньшая продолжительность отпуска у воспитателей и большая норма часов педагогической работы за ставку по сравнению с воспитателями групп продленного дня школ, школ-интернатов);

- для воспитателей дошкольных образовательных учреждений не предусматриваются выплаты за дополнительные функции - работу с родителями, посещение воспитанников на дому;

- очень тяжело решаются жилищные проблемы.

Удивительно, но в наш век еще встречаются люди, способные работать не ради собственной выгоды, а просто затем, чтобы воспитывать детей. Основная причина, по которой воспитатели остаются работать в дошкольном учреждении даже при низком уровне зарплаты, - это призвание.

Наш профсоюз разрабатывает и вносит свои предложения в области оплаты труда работников образования, в том числе дошкольного. В результате решением Минского городского исполнительного комитета педагогам ежегодно устанавливается ежемесячная доплата к должностным окладам (ставкам), которая сегодня составляет 50 долларов США, выдаются гранты, премии.

В 2006 году помощники воспитателя из разряда работников технического персонала переведены в разряд служащих, что позволило увеличить их заработную плату, устанавливать надбавки до 50% от должностного оклада. В 2007 году были введены корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам работникам организаций, финансируемых из бюджета, что позволило повысить доходы низкооплачиваемой категории работников. С сентября увеличены ставки молодых специалистов с высшим образованием, получивших в период обучения в вузе поощрения из специальных фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливой молодежи.

Вопросы социально-экономической защиты работников дошкольных учреждений постоянно находятся на контроле нашего профсоюза. В настоящее время подготовлен проект программы «Развитие образования Минска до 2014 года», в котором приоритеты отданы «дошкольникам». В программу действий органов власти включены меры, направленные на развитие сети дошкольных учреждений, их кадрового потенциала, а, следовательно, и повышение социального статуса работников, включая уровень их материального обеспечения. Однако это далекая перспектива.

Большую роль играют профкомы первичных организаций, ведь именно они на местах делают порой невозможное, чтобы помочь члену профсоюза в той или иной жизненной ситуации. В большинстве учреждений сложилась система стимулирования труда. Через коллективные договоры устанавливаются надбавки за сложность и напряженность работы до 50% должностного оклада; производятся единовременные поощрения работников из премиального фонда; оказывается материальная помощь; выделяются средства на удешевление стоимости оздоровительных путевок. Более пяти лет зарплата и отпускные выплачиваются своевременно в сроки, установленные коллективными договорами.

Однако, несмотря на принимаемые меры, нельзя сказать, что экономическая ситуация в отрасли кардинально улучшилась. Вопрос о повышении зарплаты работникам дошкольных учреждений неоднократно поднимался профсоюзом, но до сих пор решался лишь в контексте повышения заработной платы работников всей бюджетной сферы.

Все проблемы в дошкольном мире возникают из-за недооценки сложности и ответственности функций, выполняемых дошкольными учреждениями. И задача профсоюза - сосредоточиться не только на условиях труда, заработной плате работников, но и на содержании деятельности системы образования, показывать и родителям, и педагогической общественности, и органам власти свою обеспокоенность ее состоянием, доказывать, что мы можем ей помочь.