Традиции

Кроме этого евангельского благовестия Рождество Христово было возвещено волхвам-«звездочетам». В их лице языческий мир преклонил колени перед воплотившимся сыном Божиим. В Х веке Русь приняла христианство и праздник Рождества стал частью русской культуры и духовной жизни.

«Близится Рождество: матушка велит принести из амбара «паука». Это высокий такой шест, и круглая на нем щетка, будто шапка: обметать паутину из углов. Два раза в году «паука» приносят: на Рождество и на Пасху. Смотрю на «паука» и думаю: «Бедный, целый год один в темноте скучал, а теперь, небось, и он радуется, что Рожество». И все радуются. И двери наши - моют их теперь к празднику, и медные их ручки, чистят их мятой бузиной, а потом обматывают тряпочками, чтобы не захватили до Рождества, в Сочельник развяжут их, они и засияют, радостные для праздника. По всему дому идет суетливая уборка». Так описывает подготовку к празднику Иван Шмелев - глазами мальчика, главного героя «Лета Господня».

Уборка дома к празднику была одной из традиций. А другая традиция предписывала наряжать под Рождество елку. Ее ставили и украшали именно к этому празднику, а не на Новый год.

В дни праздника церкви также украшаются еловыми ветками. Канун Рождества называется сочельником. В этот день соблюдается особо строгий пост, едят только постную кашу (сочиво) и овощи. В церкви на Рождество проводится особая служба. Давайте заглянем туда вместе с Иваном Шмелевым.

«Вся церковь воссияла, - все паникадилы загорелись. Смотрю: разинул Ломшаков рот, назад головой подался... - все так и замерли, ждут. И так ах-нуло - «С нами Бог»... - как громом, так и взыграло сердце, слезами даже зажгло в глазах, мурашки пошли в затылке... И Сана, и Клавнюша - будто воссияли от радости. Такого пения, говорили, еще и не слыхали: будто все херувимы-серафимы трубили с неба. И я почувствовал радость, что с нами Бог. А когда запели: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума...» - такое во мне радостное стало... и я будто увидал вертеп, пещерку, ясли и пастырей, и волхвов... и овечки будто стоят и радуются».

В праздновании Рождества переплелись христианские и языческие традиции. Этот день совпал с древнеславянскими святками. Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи. Ряженые ходили из хаты в хату, пели колядки, небольшие песенки, в которых славили Христа, хозяина, хозяйку, желали добра. Тому, кто колядует, всегда подавалось какое-нибудь угощение. А помните, как начинается «Ночь перед Рождеством» Гоголя? «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа...» Дальше следует сноска, которую сделал пасечник Панько, придуманный писателем «автор» повести. «Колядовать у нас называется петь под окнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка, или хозяин, или кто остается дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто оттого пошли и колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Прошлый год отец Осип запретил было колядовать по хуторам, говоря, что будто сим народ угождает сатане. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про Рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».

Когда на небе появляется первая звезда, начинается разговение. На рождественском столе должны быть мясные блюда, сладости, напитки. Все, что нельзя было есть в пост.

На следующий день после Рождества церковь прославляет Пресвятую Богородицу. В народной традиции этот день посвящается всем роженицам года. А потом открывается целая вереница послепраздничных хлопот. Устанавливается время свадеб и сватовства, вплоть до Масленицы и Великого поста. Во время святок (т.е. от Рождества до Крещения, от 7 до 19 января) у всех, взрослых и детей, были рождественские каникулы.