Листая старые страницы

Учитель на фронте остается верен себе. «Сейчас мне особенно рельефно представляются два больших недостатка работы наших школ, - пишет в редакцию связист, бывший учитель Егорьевской школы Кескиниди. - Нужно навсегда покончить с формальным отношением к урокам военного дела. Винтовку, автомат, противогаз, топографию, тактику - вот что должен знать каждый выпускник. Второй недостаток - слабое знание немецкого языка. Меня как-то вызвали в штаб перевести ряд документов, захваченных у противника. Несмотря на то что я пять лет учил его, перевел с большим трудом только благодаря словарю. Постарайтесь, чтобы ребята поняли это...»

Учителя 13-й школы г. Куйбышева выступают с почином: «Построим танковую колонну «Народный учитель». Куйбышевцы перечисляют в фонд колонны однодневный заработок. Через три месяца в Госбанк уже поступило полтора миллиона рублей.

22 июля 1942 года состоялась передача танков бойцам Красной Армии. Для этого в часть прибыли представители Наркомпроса, учителя. Здесь они встретили своих коллег. Иван Выборнов до войны заведовал начальной школой в селе Владимировка Сталинградской области. Теперь он поведет в бой танк, построенный на средства учителей.

Бойцы танковой колонны «Народный учитель» героически сражаются на полях войны. За два месяца только в одном подразделении восемь человек удостоены правительственных наград.

Благодаря «УГ» хорошо налажена связь с бойцами колонны. В газету пишут учителя, школьники, бойцы отвечают им. Пришла и скорбная весть с фронта. В одном из жестоких боев погиб бывший учитель, танкист Иван Выборнов.

Об этом написал в редакцию старший политрук

М. Кочур. Его письмо с фронта открывает номер «УГ» от 10 сентября 1942 года. «Товарищи советские учителя! Мы, советские воины, благодарим вас за помощь, которую вы оказали родине в суровую годину борьбы. Об этой вашей помощи не забудут также жители освобожденных сел и деревень. Лучше обучайте наших детей, укрепляйте тыл! Этим вы поможете нам ускорить разгром немецких оккупантов. Пишите нам о своей работе. Держите с нами связь».

Газета всячески поддерживает еще один почин, начало которому положили педагоги Федякинской школы Рязанской области. Они взяли на себя заботу о детях фронтовиков, о благополучии их семей, чтобы ребята не остались без присмотра, были обуты, одеты, посещали школу. «Педагоги вовлекают в это благородное дело помощи семьям фронтовиков все более широкие круги общественности», - пишет газета в материалах под рубрикой «Почин федякинцев в действии».

Казалось бы, тяжелые военные годы. Главный настрой - победить врага. Но дети при этом не забыты. В публикации «Родные» из подмосковного детского дома, что находился в Пушкине, рассказывается о судьбе сирот. У кого-то родители погибли на фронте, у кого-то во время оккупации расстреляли на глазах. Но в этот детский дом летят весточки с фронта: «Прошу считать Витю, Ваню... моим сыном». «Перевожу четыреста рублей для ребенка-сироты, которого буду воспитывать как патриота», - пишет майор Бердицкий. Детский дом принял 237 ребят, собранных в освобожденных районах Московской области. К декабрю 1942 года 82 малыша нашли новую семью.