Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

- Думаю, что здесь как раз никакого противоречия и нет. С введением профильного обучения по каждому курсу школьной программы будет определен стандарт на базовом уровне и то же - на углубленном. Ребенок вправе самостоятельно компоновать свой учебный план, выбирая 4-5 предметов на углубленном, профильном уровне, а остальные - на базовом. Другое дело, что, как мы считаем, ученикам 10-11-х классов, выбравшим гуманитарный или экономический профиль, нецелесообразно давать отдельно, например, физику, химию, биологию. И так ведь ясно, что многие из них усиленно готовятся к поступлению в вуз, посещают различные курсы или учатся экстерном. Как раз для них, на мой взгляд, не только можно, но и нужно ввести интегрированный курс естественно-научного образования. Аналогично нужно подходить и к тем, кто выбрал другие профили, чтобы интеграция предметов базового уровня не мешала им углублять свои знания в чем-то конкретном и в то же время помогала усвоить материал школьной программы. Проблема здесь в том, что довольно трудно создать такой интегрированный курс, который бы не свелся к изучению какого-то отдельного предмета, а гармонично сочетал бы в себе знания, необходимые каждому культурному человеку.

Кроме того, нужно не забывать и вот о чем. Мы можем лишь рекомендовать ребенку, выбравшему, скажем, физико-математический профиль, какие-либо предметы для углубленного изучения. Но он в свою очередь имеет полное право изучать углубленно любые предметы в том сочетании, какое ему нравится, - например, алгебру, литературу и географию. В этом основная разница между профильной школой и профильным обучением.

Что же касается вариаций на тему «Физика для гуманитариев», «Русский язык для математиков» и т.д., этого классический вариант профильного обучения в старших классах не предусматривает. Интегрированный курс «Естественно-научное образование» должен совместить в себе все то, что необходимо любому обычному человеку, а отдельные профильные предметы все-таки будут рассчитаны на тех, кто будет изучать их углубленно, не размыто. Хотя можно предположить, что в рамках элективных курсов появятся такие, которые смогут не только еще более сузить границы изучаемого предмета, перевести его в какое-то отдельное русло (например, «Биотехнология», и «Лекарственные растения» в рамках профильного предмета «Биология»), но и установить связи с другими профилями. Допустим, курс «Бионика» можно преподать как биологам, так и физикам, а курс «Экономика природопользования» будет интересен как будущим экологам, так и экономистам.

Уверен, никогда не следует отметать что-либо полезное, за многие годы доказавшее на практике свое право на существование. Этому всегда можно найти и место, и применение.