Не в обиду моим коллегам, которые работают с учителями, с воспитателями дошкольных образовательных учреждений (у нас в Москве их тоже очень много), скажу, что пока в нашем профсоюзе существует огромный отряд студентов и работников вузов, приоритетом для него должны быть проблемы высшего, а также среднего специального образования. Они находятся в наихудшем положении все двадцать лет существования нового строя в России, худшем даже по сравнению с работниками школ и детских садов. В Москве учитель получает в среднем втрое больше, чем доцент вуза.

Мы давно задумали провести в Москве семинар-совещание для председателей профсоюзных комитетов вузов Центрального федерального округа. Семинар был посвящен одной теме: что делать профсоюзу в такой ситуации, которая сложилась в высшей школе?

Помимо катастрофического недофинансирования, проблемы, с которыми столкнутся вузы, будут связаны с присоединением России к Болонскому процессу. Я не говорю, что не нужно было присоединяться. Речь о том, что делать в этой ситуации профсоюзной организации.

Мы говорили о переходе части вузов в статус так называемых автономных учреждений, это тоже вызовет колоссальные изменения в структуре и содержании работы профсоюзных организаций. Мы не можем проходить мимо тотальной платности высшего образования, которая Москву затронула более всего. Даже те места, которые якобы называются бюджетными, давно имеют цену.

Еще одна проблема, которую мы обсуждали, - это проблема с кадровым составом профсоюза. Мы пытались ответить на вопрос: где взять людей, которые бы работали в высшей школе. Даже на должности председателей факультетских организаций найти людей очень трудно. Перед началом семинара мы провели анкетирование, и оказалось, что в Москве около 80% председателей профкомов вузов старше 55 лет, 60% - старше 60 лет.

Есть и еще одна тревожная тенденция. В анкете мы задали вопрос об отношении к коллективному договору в вузе. 80% респондентов ответили, что коллективный договор эффективен, и все хорошо. Следующий вопрос был об отношениях с работодателем - руководством вуза. 80% процентов опрошенных указали, что отношения замечательные, что с ректором удается решать все вопросы, в любой момент можно получить консультацию, совет. Третий вопрос был об участии профсоюза в органах управления вузом. Мы везде участвуем - ответили 80% председателей, мы всегда и везде выступаем, нас слушают. А вот в последнем пункте мы предложили оценить степень социальной защищенности работников вузов. 80% ответили - никакой. У меня вопрос: а что же тогда делают председатели профкомов? Кому нужен коллективный договор, хорошие контакты с ректором, способность открывать ногой дверь к руководству вуза? Это к вопросу о том положении, в котором оказались профсоюзные организации вузов в связи с реформами, происходящими в высшей школе.

Участники семинара приняли довольно объемный итоговый документ. В частности, по их мнению, необходимо:

- не допускать принятия новых отраслевых систем оплаты труда без обсуждения и без реального обеспечения социальных гарантий по оплате труда;

- повысить статус председателя профсоюзной организации и его роль в разработке и реализации программы развития вуза, превратить профсоюзную организацию из наблюдателя в активного участника преобразований, активизировать ее участие в работе коллегиальных органов управления вузом (ученые, попечительские, наблюдательные советы);

- обеспечить вовлечение работников в процесс составления и обсуждения коллективных договоров для оказания общественного давления на работодателя;

- внести в коллективный договор положения, закрепляющие право профсоюзной организации участвовать в контроле за условиями трудового договора с согласия работника;

- добиться заключения региональных соглашений по обеспечению и повышению социально-экономических гарантий работников вузов и студентов;

- сосредоточить главное внимание на подготовке к введению новой системы оплаты труда на уровне вуза, изменений, вытекающих из положений Болонской декларации;

- проводить работу по введению «социального пакета» за счет внебюджетных средств вуза для усиления социальной защищенности работников;

- повысить самостоятельность и ответственность факультетских профсоюзных организаций, в том числе в определении направлений расходования средств на основе единых подходов к формированию сметы;

- разработать и реализовать программу информационного обеспечения профсоюзной работы в вузе;

- добиться принятия в вузах поправок в устав или специального Кодекса корпоративной культуры, где бы говорилось и о принадлежности к профсоюзу как о части корпоративной культуры;

- привлекать к работе профсоюзных организаций молодежь, более тесно взаимодействовать со студенческими органами профсоюза и самоуправления;

- обеспечить подготовку резерва на выборные должности в профсоюзном комитете (программа «Дублер»).

Хорошо, что профсоюз добился увеличения зарплаты на 14% с 1 февраля 2008 года (в бюджете было предусмотрено только 7% , да еще с 1 сентября), но учитывая тот уровень, на каком сегодня находится высшая школа, это не приведет к ее спасению. Это ничто. Для спасения высшего образования в России, и в частности технического высшего образования, которое находится в самом тяжелом положении, необходимо резко, в несколько раз увеличить фонд оплаты труда. Для этого все средства хороши: и письма, и требования, и акции протеста. Сегодня принятие абсолютно всех решений на федеральном уровне зависит от депутатов «Единой России». Поэтому, развивая сотрудничество с партией, говорили в один голос участники семинара, мы должны постоянно «давить» на депутатов для кардинального увеличения зарплаты и корректировки законодательства в пользу системы высшего образования.

Участники семинара считают необходимым провести прогнозные исследования и разработать рекомендации о действиях профсоюзной организации вуза в связи с переходом учебного заведения в статус автономного учреждения. Я недавно читал документы, предусматривающие выделение 5% фонда оплаты труда на зарплату ректорам. Можно себе представить, какая будет зарплата у руководителя вуза! Через два года ректоры (особенно молодые, которые пришли недавно) будут готовы приватизировать высшие учебные заведения в компании со своими, извините, подельниками. Важно разработать комплекс мер по мотивации председателей профсоюзных организаций вузов, повышению уровня их независимости от администрации. Речь идет о поиске новых людей для работы в абсолютно новых условиях. Я очень уважаю своих коллег, с которыми проработал вместе 15-20 лет, которым сегодня далеко за 60, но и они, и я понимаем, что в новых условиях, в новом вузе эти люди работать уже не могут ни по состоянию здоровья, ни по состоянию ума. Мы очень хорошо относимся друг к другу, но сегодня нужны совершенно другие люди, с совершенно другими идеями. А привлечь их в профсоюз на ту зарплату, которую может предложить профком, просто невозможно, за нее никто работать не будет. Поэтому на уровне Центрального комитета и территориальных организаций нужно подумать о разработке принципиально новых организационных подходов, чтобы привлечь людей для работы в вузах.

Нам нужно добиваться отмены законодательных ограничений на поддержку федеральных учреждений из региональных и муниципальных бюджетов, иначе они не выживут. Хорошо, что у нас такой мэр, как Юрий Лужков. Нельзя финансировать вузы из городского бюджета, а он сказал: буду финансировать, и поэтому мы на протяжении последних лет подписываем трехстороннее соглашение между правительством Москвы, профсоюзом и Советом ректоров по софинансированию вузов из городского бюджета. Я считаю, что эта практика должна быть оформлена на законодательном уровне.