За два года участия в реализации приоритетного национального проекта «Образование» профсоюз, его территориальные и первичные организации реализовали систему мер по эффективному взаимодействию с органами власти и управления образованием с целью обеспечения гласной и справедливой процедуры отбора и поощрения лучших учителей и школ.

Президиум ЦК профсоюза координировал работу его постоянных комиссий, территориальных и первичных организаций по нескольким ключевым направлениям:

- совершенствование нормативной базы ПНПО;

- защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов участников ПНПО;

- привлечение внимания органов власти к проблемам всех уровней образования;

- повышение социального статуса педагога и престижности педагогического труда.

Наиболее важным проблемам, выявленным в ходе ПНПО, было посвящено заседание Президиума ЦК «О ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере образования», состоявшееся 20 марта 2006 года. По его итогам ЦК профсоюза направил обращения в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ и Минобрнауки России, где говорилось о негативных социальных последствиях, к которым может привести промедление в решении возникших проблем, о необходимости расширения перечня типов учреждений, в которых предусмотрена выплата дополнительного вознаграждения педагогам за выполнение функций классного руководителя.

Результаты первого года ПНПО рассматривались на заседании Президиума ЦК «Об участии Профсоюза в реализации основных направлений модернизации российского образования и первоочередных задачах Профсоюза», состоявшемся 11 октября 2006 года. Президиум отметил профессиональное и успешное участие профсоюзных организаций всех уровней в совершенствовании критериев оценки и процедур отбора, повышении уровня доверия к объективности принимаемых решений, активную работу представителей профсоюза в советах, экспертных комиссиях, рабочих группах, созданных органами власти и управления образованием субъектов РФ.

В течение двух лет проводился постоянный мониторинг решений по реализации ПНПО, выплат финансовых средств победителям, мнения учительства о ходе выполнения проекта, результатов мероприятий, проводимых территориальными организациями профсоюза.

Для подготовки к реализации ПНПО в 2007 году ЦК профсоюза направил в помощь региональным лидерам анкеты для опроса специалистов территориальных, районных, городских организаций профсоюза и профактива образовательных учреждений, а также педагогических работников и коллективов, участвовавших в конкурсах. Проведенное анкетирование позволило территориальным организациям определить конкретные направления работы для наиболее эффективного участия в реализации ПНПО.

Анализ анкет, направленных в адрес ЦК, выявил мнение респондентов (самый высокий процент - 29,6% опрошенных) о том, что защиту прав и законных интересов педагогов в процессе реализации национального проекта в действительности осуществлял Профсоюз работников образования. О нарушениях в ходе процедур ПНПО заявили 1,5% участников анкетирования.

О достижении в 2007 году территориальными и первичными организациями профсоюза нового уровня в построении взаимодействия с органами власти свидетельствуют различные формы и способы выдвижения самим профсоюзом кандидатур для участия в конкурсных отборах лучших школ и учителей. В целом в 2007 году в субъектах РФ увеличилось число участников конкурсных отборов. Примером может служить Северо-Западный федеральный округ. На поощрение лучших учителей общая сумма субвенций, предоставленных из федерального бюджета субъектам РФ, входящим в округ, составила 78,2 миллиона рублей. В результате гранты получили 782 педагога.

Количество учителей, принимавших участие в региональных конкурсных отборах, в Северо-Западном федеральном округе выросло с 1470 человек в 2006 году до 2222 в 2007 году. Наибольший рост числа конкурсных заявок отмечен в Архангельской (с 144 участников в 2006 году до 202 в 2007 году), Калининградской (с 114 до 228), Мурманской (с 126 до 164), Новгородской (с 68 до 143) и Псковской (с 95 до 125) областях, Санкт-Петербурге (с 276 до 550). Из региональных бюджетов выделено 44,5 миллиона рублей для поощрения 3947 учителей.

В состав победителей конкурса общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, вошли 233 школы округа, на поощрение которых из федерального бюджета было выделено 233 миллиона рублей. Общая сумма софинансирования из бюджетов субъектов РФ составила 349 миллионов 382 тысячи рублей (поощрено 1467 образовательных учреждений).

Всего на участие в конкурсах в Северо-Западном округе было подано 525 заявок от образовательных учреждений, что на 33 больше, чем в предыдущем году. Наибольший рост отмечен в Калининградской области (с 27 заявок в 2006-м до 63 в 2007 году), Санкт-Петербурге (со 110 до 148) и Республике Карелия (с 36 до 51). Небольшое уменьшение количества поданных заявок произошло только в Республике Коми (с 57 в 2006-м до 39 в 2007 году).

Профсоюз с удовлетворением отмечает, что увеличение числа участников конкурсных отборов в рамках ПНПО вынуждает региональные и местные власти расширять количество дополнительных мер поддержки учителей и общеобразовательных учреждений на муниципальном уровне.

Количество субъектов РФ, в которых на муниципальном уровне были приняты решения о дополнительных мерах поддержки работников общеобразовательных учреждений, увеличилось с 19 в 2006 году до 38 в 2007-м, а дополнительной поддержки школ - с 17 в 2006 году до 39 субъектов в 2007 году. Необходимо констатировать, что в 2007 году собственные средства субъектов РФ распределялись на основе единого конкурсного механизма.

Учитывая бедственное и кризисное положение в сфере дошкольного образования, президиум ЦК профсоюза поддержал инициативу Марийского республиканского комитета и 21 февраля 2007 года принял обращение «О положении работников дошкольных образовательных учреждений и действиях Профсоюза», адресованное руководству страны. Это обращение было поддержано телеграммами и письмами 65 территориальных организаций профсоюза, направленных в адрес Президента России Владимира Путина, Правительства РФ, Государственной Думы и Совета Федерации.

В 55 регионах были проведены различные мероприятия («круглые столы», профсоюзные и родительские собрания, анкетирование и мониторинг мнения родительской общественности), что позволило привлечь внимание органов власти к проблемам дошкольного образования. В результате, если в 2006 году решения по поддержке работников ДОУ и самих детских садов на региональном уровне были приняты только в 9 субъектах РФ, то в 2007 году - уже в 36. На муниципальном уровне такие решения были приняты в 2006 году только в трех регионах, а в 2007 году - уже в 35. Наиболее эффективные меры предприняли региональные и муниципальные органы власти в республиках Дагестан, Татарстан, Марий Эл, Чувашия; Пермском, Красноярском и Краснодарском краях; Воронежской, Калининградской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Рязанской, Свердловской, Тамбовской, Челябинской и Ульяновской областях.

В 2007 году увеличилось количество региональных и муниципальных квот для других педагогических работников в рамках ПНПО, а также масштабы проведения областных творческих конкурсов по различным видам искусств, по результатам которых наряду с детьми поощрялись их педагоги. Так, в 2007 году 10 субъектов РФ приняли решения о дополнительных мерах поддержки педагогов дополнительного образования и 15 субъектов РФ - о поддержке учреждений дополнительного образования детей.

Благодаря настойчивости профсоюза и всех заинтересованных представителей начального и среднего профессионального образования в 2007 году начата реализация нового направления ПНПО по поддержке внедрения инновационных программ подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. В результате 76 учреждений начального и среднего профессионального образования получили федеральную поддержку в размере 20-30 миллионов рублей.

Следует отметить, что на региональном и муниципальном уровне решения по поддержке учреждений и работников НПО и СПО принимаются также в рамках целевых комплексных программ. Например, в Брянской области действует целевая программа «Формирование рынка труда на территории Брянской области на 2007-2010 годы», в Липецкой - Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий в Липецкой области на 2007-2010 годы. В Воронежской области завершается разработка целевой программы «Создание региональной системы подготовки и переподготовки кадров для промышленного комплекса Воронежской области на 2008-2014 годы». На Кузбассе реализуется региональная целевая программа «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы», в Удмуртии - целевая программа «Сохранение и развитие кадрового потенциала производственной сферы Удмуртской Республики на 2007-2009 годы - «Рабочая смена».

Примером муниципальных программ может служить Комплексный план кадрового обеспечения организаций городского округа Реутов на 2006-2010 годы, а также муниципальные программы Ступинского района Московской области.

Общественные советы по реализации ПНПО, созданные при институтах полномочных представителей президента в федеральных округах, а также при региональных и муниципальных органах власти, активизировали в 2007 году трехсторонние обсуждения (образовательные учреждения, профсоюзы и работодатели) проблем преодоления дефицита рабочих кадров «новой формации». В ходе дискуссий социальные партнеры призывали бизнес использовать все возможные формы сотрудничества, особенно в части инвестирования в модернизацию учебно-производственной базы учреждений профессионального образования и в создание привлекательного имиджа рабочих профессий.

Количество субъектов РФ, в которых были приняты решения о дополнительных мерах поддержки работников и учреждений НПО, увеличилось с 2 в 2006 году до 14 в 2007 году, а по поддержке учреждений и работников СПО - с нулевой отметки в 2006-м до 11 регионов в 2007 году. Следует отметить, что не все территориальные организации представили информацию о результатах реализации ПНПО в 2007 году в ответах на вопросник, направленный ЦК.

В текущем году профсоюзу необходимо настаивать на принятии дополнительных мер, направленных на расширение участия в национальном проекте учреждений и работников сферы дополнительного образования детей, НПО и СПО.