Какова квалификация, таково и качество работы

Создание новой модели школы требует обновлений в содержании, формах и методах повышения квалификации учителей, а следовательно, определенных изменений в работе федерально-региональной и муниципальной системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. ИПК в связи с этим создают новые структурные подразделения, например, центры дистанционного обучения, стратегических исследований, лаборатории профильного обучения.

Во многих российских регионах идет интенсивный поиск новых моделей методической работы. При этом в качестве основного направления развития предлагается организация муниципально-методической службы как сетевой структуры.

В ходе реализации национального проекта сформировался заказ на методическое сопровождение (патронаж) инновационной деятельности учителей и перевода школ-победителей ПНПО в ресурсные центры и экспериментальные площадки региональной системы повышения квалификации. В связи с этим актуальной задачей становится совершенствование научно-методической и организационно-педагогической базы конкурсов ПНПО.

Профсоюз считает, что местные власти и органы управления образованием нужно ориентировать на укрепление и всемерную поддержку учреждений повышения квалификации и методических служб, что необходимо внести дополнения в федеральные законы, четко определяющие их роль и место в общеобразовательной системе государства.

Информация к сведению

В 2007 году повышение квалификации прошли 59 тысяч научно-педагогических работников. 125 миллионов рублей, дополнительно выделяемых из федерального бюджета в течение последних трех лет, позволили обеспечить создание распределенной федерально-региональной системы повышения квалификации.

Анализ анкет председателей профсоюзных организаций, присланных из 30 вузов, показывает, что средний размер средств, расходуемых учебными заведениями на повышение квалификации из бюджетных источников, составляет 300 тысяч рублей в год. Процент работников, повысивших квалификацию за 2007 год, по различным вузам варьируется от 10% до 70% от общего числа сотрудников, этот показатель во многом зависит от привлечения внебюджетных средств.

Говоря о проблемах, связанных с повышением квалификации, необходимо отметить, что в большинстве регионов нет целенаправленной и системной работы профсоюзных организаций с социальными партнерами. Как подчеркивалось на пленуме, профсоюз должен активно содействовать развитию системы непрерывного педагогического образования регионального и муниципального уровней, добиваться соблюдения права педагогов на своевременное повышение квалификации (не менее 20% работников в год).

Крыша над головой

К наиболее острым проблемам можно отнести обеспечение работников образования жильем. Сегодня лишь в 19 регионах России (республики Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Марий Эл, Татарстан, Красноярский и Ставропольский края, Брянская, Вологодская, Кировская, Костромская, Московская, Новгородская, Ленинградская, Тамбовская, Тверская, Тюменская, Челябинская области, Москва и Санкт-Петербург) реализуются программы по улучшению жилищных условий педагогов. Медленно расширяется география территорий, где обеспечиваются жильем молодые семьи работников образования, сегодня таких регионов 13.

Регионы используют разные формы: строительство домов для учителей, в которых цены на квартиры намного ниже рыночных, выделение субсидий и долгосрочных целевых займов на льготных условиях. В Татарстане, Кемеровской и Белгородской областях региональные ресурсы привлекаются для обеспечения жильем как учителей, так и работников высшей школы. Строят вузы и собственные дома, но таких примеров, к сожалению, пока немного. В этом смысле чрезвычайно интересен опыт Москвы, где в соответствии с трехсторонним Соглашением принята среднесрочная программа, по которой сотрудникам вузов ежегодно предоставляется жилье. Не утратил и еще долго не утратит своей актуальности опыт предоставления служебного жилья, который имеют, например, Тверской и Тихоокеанский государственные университеты.

Будем здоровы!

После практического обрушения Фонда социального страхования, неспособного обеспечить оздоровление работников, руководители территориальных и вузовских организаций профсоюза вместе с органами муниципальной и региональной власти предпринимают меры по решению этой важной проблемы. Финансирование оздоровительных мероприятий, а соответственно и число работников, получающих санаторно-курортное лечение, растет в 41 территории. Например, в Воронежской области за последние два года удалось организовать отдых и лечение в санаториях свыше полутора тысяч человек. В Белгородской области на каждую тысячу работников на протяжении трех лет выделяется приблизительно 12-15 путевок. Некоторые территориальные организации профсоюза имеют собственные оздоровительные лагеря, санатории-профилактории или принимают долевое участие в их финансировании. Такой опыт есть у Краснодарского и Приморского крайкомов, Марийского рескома, Архангельского, Белгородского, Нижегородского, Новгородского обкомов профсоюза. В Кемеровской области не менее 100 преподавателей вузов отдыхают в здравницах за счет регионального бюджета.

По предложению ЦК Профсоюза, Рособразование в 2007 году выделило дополнительно 60 миллионов рублей на поддержку спортивно-оздоровительных лагерей и баз отдыха вузов. Увеличился также объем финансирования вузовских санаториев-профилакториев (выросли расходы на питание, оплату труда медицинского персонала). Согласно примерному Положению о санатории-профилактории, направленному в учебные заведения, теперь наряду со студентами в них могут поправлять здоровье и работники вузов.

Доплаты по договору

Меры по дополнительной социально-экономической поддержке работников высшей школы нынче принимаются преимущественно в рамках коллективно-договорного регулирования. Профсоюзным организациям некоторых вузов через коллективный договор удается вводить доплаты преподавателям, устанавливать дополнительные дни к основному отпуску за ненормированный рабочий день и другие льготы. В коллективных договорах появляются обязательства администрации по дополнительной социальной поддержке сотрудников, работающих в филиалах вузов.

В Новосибирском государственном техническом университете, Академии труда и социальных отношений, Самарском государственном техническом университете утверждены положения о распределении доходов от внебюджетной деятельности. Программы социальной поддержки работников реализуются в Тюменском государственном нефтегазовом университете, Красноярском архитектурно-строительном университете. Фонды социальной поддержки созданы в ряде вузов Сибирского федерального округа. Однако на пленуме было отмечено, что все эти меры можно рассматривать скорее как исключения, нежели правило, а потому профсоюзные организации вузов должны активнее использовать возможности коллективных договоров.

Условия труда

За последние два года профсоюз и его территориальные организации предприняли серьезные усилия по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в учреждениях образования. Этот вопрос неоднократно рассматривался на встречах всероссийского и регионального уровня. В том числе - на недавнем заседании Президиума ЦК, прошедшем в Туле, где были одобрены новые подходы, в частности, по созданию отраслевых центров и лабораторий по аттестации рабочих мест.

Ежегодно в вузах проходит большое количество конкурсов, смотров, позволяющих оценить условия труда, их влияние на результаты деятельности работников. Анализ коллективных договоров свидетельствует о том, что во многих вузах более 70% обязательств направлены на улучшение условий труда.

Новые формы социальной поддержки

Новые условия жизни заставляют искать новые формы социальной поддержки работников образования. Примером таких форм стали кредитные потребительские кооперативы (кредитные союзы), а также дополнительное медицинское страхование и пенсионное обеспечение.

Правда, как отметила в своем докладе Галина Меркулова, анализ материалов территориальных профсоюзных организаций показывает крайне низкий уровень внедрения этих форм. Хотя примеры эффективной работы уже есть в Московской, Нижегородской и Саратовской областях, в Республике Башкортостан. Планируют организацию и расширение ссудо-сберегательной деятельности, в том числе путем создания кредитных союзов, еще 20 территориальных организаций.

В некоторых регионах существуют особые формы дополнительного пенсионного обеспечения, предусматривающие введение доплат к пенсии за счет бюджета, единовременного пособия в размере нескольких должностных окладов. Планируют подключиться к этой работе Астраханская, Ярославская и Магаданская области, республики Мордовия и Хакасия.

Организацией дополнительного медицинского страхования занимаются в Ивановской области, Камчатском крае, Карачаево-Черкесии, Республике Коми, Красноярском крае, в вузах Санкт-Петербурга. В проекте бюджета Марийского рескома профсоюза на 2008 год запланированы средства на дополнительное медицинское страхование работников. В Московской городской организации два года действует программа добровольного медицинского страхования, которая осуществляется за счет личных средств членов профсоюза.

«Как бы нам ни было сложно, включаться в эти процессы просто жизненно важно, - отметила, выступая на пленуме, Галина Меркулова. - Нам необходимо формировать у членов профсоюза, особенно у молодых, понимание того, что заботиться о своем будущем нужно уже с первого дня работы. Кроме того, реализация подобных программ в значительной степени повышает привлекательность профсоюза и расширяет перечень его защитных функций».