Поздравлять друг друга в веселии с Новым годом!

На этом неугомонный русский царь не остановился, и 20 января 1700 года вышел в свет еще один указ: «О праздновании нового года и в знак доброго начинания столетнего века поздравлять друг друга в веселии с новым годом». Ну с нами-то все понятно: стойкий запах дефицитных когда-то мандаринов, салат «Оливье» и селедка «под шубой», за пять минут до полуночи - телевизионные обещания главы государства (главы меняются, обещания - никогда) и хотя бы отрывок канонической «Иронии судьбы...» - «...пойди подними Ипполита» или «...что за гадость эта ваша заливная рыба». Вот они, непременные атрибуты встречи Нового года «а-ля рюс». В каждом доме возможны собственные вариации на тему, но общая канва неприкосновенна, как священная корова. А как все происходит у них, там, за пограничными столбами?

Суженый-ряженый приди ужинать

Празднование нового года у русских, белорусов и украинцев обычно растягивалось на весь период Святок, хотя сам праздник обставлялся особо, сопровождаясь множеством обрядов и поверий, катанием с горок на санях, переодеванием, хождением ряженых по домам. Вечер перед Новым годом назывался Щедрухой, на Украине - Щедрым вечером. (Сейчас он празднуется 13 января - перед старым Новым годом). Стол на Щедруху должен быть обильным, потому что давал он разгон всему году.

Новый год - время опасное, считали наши предки-славяне. В ночь под Новый год, по их мнению, бесчисленные сонмы бесов и различной нечистой силы выходят из преисподней и свободно расхаживают вплоть до Крещения. Оттого и большинство ритуалов общения с душами умерших и разнообразными сверхъестественными силами приходилось на Святки, на Рождество и Новый год. Хотя гадают на Руси и в Рождество, и под Крещение, но самой действенной для этого все-таки считается Новогодняя ночь. По способу гадания можно запросто определить - смелый вы человек или нет. Безопасным считается гадание с помощью предметов. К примеру, девушки, спрашивая о судьбе, раскладывали разные предметы (хлеб, зерно, уголь, золу, землю, щепки, монеты, пряжу, кольца, веники, чашки с водой) и наугад, не глядя, выбирали какой-то из предметов или давали выбрать ребенку или животному - курице или собаке. По символике предмета судили о будущем. Благодаря Жуковскому мы со школьных лет помним, что русские девушки бросали башмачок за ворота, упавший носком к порогу означал близкое замужество, а серп, упавший острием к жнецу - здоровье. В новогоднюю ночь подслушивались разговоры под окнами и дверями, а потом толковались. Чтобы узнать о предстоящем браке, первородный парень - первенец - или младшая, последняя, в семье девушка должны были принести из проруби воду, в нее опускали кольца, пели подблюдные песни и гадали. Предсказывать судьбу можно и с помощью толкования формы, которую принимал вылитый в воду растопленный воск. Но самыми верными в народе считались «страшные» гадания. При несоблюдении правил нечистые духи могли получить душу гадающего - он мог либо умереть, либо сойти с ума. Но девушки, желая знать суженого, рисковали: накрывали в пустой комнате стол, ставили полный прибор и звали суженого ужинать. Дух суженого должен был явиться и ответить на все вопросы. Распространенным было и гадание в бане или в овине - девушки туда шли поодиночке и ждали прикосновения домового духа. Если к ним прикасалась голая рука, то это сулило бедность и безбрачие, мохнатая - богатство и скорое замужество. Гадали не только девушки. В деревнях было много примет, связанных с урожаем. В новогоднюю ночь об урожае судили по количеству инея на деревьях. Если в новогоднюю ночь тепло - хорошая рожь, звездное небо - к урожаю. 12 самых уважаемых в деревне стариков - по числу месяцев - шли в новогоднюю ночь к церковной паперти и ставили там снопы ржи, овса, гречи, льна... Утром эти же старики шли к паперти и смотрели, где больше инея, тот злак и надо сеять. Иногда в канун нового года пекли каравай, взвешивали его и клали на ночь под образа, а утром снова взвешивали: если вес прибавлялся - год урожайный, уменьшался - будет недород. Ну а для того чтобы год был урожайным, хозяева в первый день Нового года или вечером накануне обсыпали друг друга зерном, обычно овсом или хмелем, символами изобилия, и приговаривали: «Уж дай ему Бог, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась сама, в гумно свалилась», этими зернами засевали яровые, тщательно сберегая их до весны. Иногда соседи, родственники или дети ходили в Новый год из дома в дом под видом сеятелей, бросали горсть земли в красный угол и поздравляли хозяев, желая им здоровья и урожая, а хозяева в благодарность угощали «засевальщиков». На Украине это называлось колядованием и делалось, как правило, в ночь перед Рождеством.

Сейчас многие приметы и гадания забылись. Большинство нынешних славян живет в городах, так что о плодородии хлеба и скота им заботиться не надо. Но вот семейное и личное благополучие интересует всех. Поэтому так важно, чтобы в новогоднюю ночь все было хорошо, и главное - чтобы водились деньги, тогда и весь год пройдет в достатке. В новогоднюю ночь нельзя давать взаймы и брать в долг, иначе придется расплачиваться весь год. Праздничный стол должен быть изобильным, а торговцам нужно продать свой товар в первый день Нового года подешевле, для почина. Ну а женщинам, дабы в наступающем году ходить в обновках, рекомендуется первого января как можно чаще менять одежду. Хотите, чтобы будущий год был сплошным праздником, отложите все грязную и тяжкую работу на потом: «Каков Новый год, такой и весь год!».

Наряженная елка - символ новогоднего праздника, но публично ее начали ставить не так давно, впервые лишь только в 1852 году. Правда, уже к концу XIX века елка становится главным украшением не только городского, но и деревенского дома.

Вместо ужина - танцы до упаду!

Новогодняя ночь помимо гаданий тесно связана у славян с обильным столом - со всевозможными яствами и питием. Но оказывается, так было не всегда. Петр I своим подчиненным расслабляться не давал: и на ужин и завтрак с 31 на 1 января у них были танцы и напитки, «дабы утолить жажду». Почти до середины XIX века русского новогоднего меню не было, а то, что мы считаем неизменной принадлежностью новогоднего стола русских, украинцев и белорусов - молочные поросята с гречневой кашей, гуси с квашеной капустой или яблоками, - так это все пришло со стола рождественского... В XIX веке даже знать была не особо притязательной и не считала для себя зазорным поставить на праздничный стол соленые огурчики, грибы и салат из редьки. А еще подавали поросенка, телячье фрикасе, жареных пулярок, отварную форель в вине. И между прочим - абрикосы, апельсины, виноград и груши. В моде были оранжереи, фрукты выращивались посреди зимы в Петербурге и в Москве. В новогоднем меню второй половины XIX века уже присутствует семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры - вместе с теми же редькой и солеными огурцами. К грибам почему-то охладели, но зато в моду вошли треска и арбузы. С жареным поросенком с гречневой кашей соперничала дичь. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков. На рубеже XIX и XX веков пили французские, испанские, итальянские и немецкие вина. Научились подражать и французскому шампанскому - донское игристое вполне могло с ним соперничать. Не забыли и о русской водке, домашнем пиве и всевозможных наливках и настойках. К началу XX века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Конечно, не обходились без пресловутого поросенка и гуся с яблоками, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Сразу после революции празднование Нового года отменили. Его продолжали встречать, но тихо, по-домашнему, тихими танцами, дыбы не разбудить соседей по коммуналке. Скудным было и угощение. Пытались, правда, вешать на запрещенную революцией елку орехи в золотой и серебряной фольге, яблоки. Новогоднюю елку вместе с новогодними танцами реабилитировали в 1936 году. Так что уже накануне войны Новый год встречали вареной картошкой, селедкой и водкой. Ну в пятидесятые на Новый год снова стали собираться шумными компаниями, это уже не считалось предосудительным, на столе красовались студень, селедка под шубой и прибалтийские шпроты. Салат «Оливье» с докторской колбасой вместо рябчиков готовили в большом тазу и щедро заправляли майонезом. Поросенок, утка или гусь были желательны, но необязательны. Под бой курантов непременно надо было открывать бутылку «Советского шампанского», как, впрочем, и сейчас. В тесных квартирах стол занимал все место. Поэтому приходилось выбирать - танцы или еда. Стол, как правило, побеждал, особенно с появлением телевизоров. Сейчас, похоже, наступил очередной «великий перелом», особенно для тех, у кого тугой кошелек. Многие из новых русских на Новый год отправляются в рестораны, казино или прочие публичные места. И все-таки Новый год - семейный праздник, а значит, рядом должны быть родные люди и домашняя, пусть самая простая, еда.