- Равис Музагитович, с какого периода начинается отсчет социального партнерства у вас в районе?

- Сотрудничество с профсоюзом у нас развивается с 1993 года. С этого времени между управлением образования и территориальной профсоюзной организацией заключается Соглашение сроком на три года, с регулярными промежуточными отчетами о ходе выполнения принятых сторонами обязательств. Соответственно в учреждениях образования на основе Соглашения заключаются коллективные договоры. В десяти разделах документа прописаны все наши обязательства по трудовым отношениям, оплате труда, обеспечению гарантий содействия занятости, улучшению условий труда педагогов и т.д. Благодаря Соглашению работники образования Нижнекамского муниципального района пользуются льготами при проведении аттестации, дополнительными днями отдыха по социальным причинам. Для них предусмотрены бесплатный и углубленный медосмотры, дополнительные выплаты поощрительного характера и премии. Необходимо отметить, что наша совместная деятельность по повышению жизненного уровня, статуса и престижа педагога проходит при широкомасштабной поддержке администрации Нижнекамского муниципального района.

- И в чем это выражается?

- Достаточно сказать, что у нас введен ряд дополнительных льгот, не предусмотренных законодательными актами, за счет средств местного бюджета, промышленных предприятий и спонсоров. К примеру, с 2000 года педагогам района, проживающим в других населенных пунктах, оплачивается проезд до места работы, всем нуждающимся работникам установлены приборы учета горячей и холодной воды за 50% стоимости с рассрочкой платежа на год, остальным выдана компенсация в тысячу рублей. С 2006 года по инициативе главы района учреждены ежегодные гранты по 10 номинациям: «Учитель года» (50000 рублей), «Лидер в образовании» (30000 рублей), «Учитель - открытие года» (30000 рублей), «Самый классный классный» (30000 рублей) и другие. С целью поощрения творческих учителей и одаренных ребят разработана система конкурсов администрации, меценатов, депутатов, писателей, общественных деятелей с вручением именных стипендий и премий.

- А педагогические коллективы в свою очередь как-то принимают участие в общественной жизни города?

- А как же! В рамках Года благотворительности коллективы образовательных учреждений не только активно участвовали в мероприятиях, связанных с этим почином, но и перечислили свой однодневный заработок на общую сумму 568 тысяч рублей. Адресатами этой акции стали социальные учреждения города, дети-сироты, малообеспеченные семьи, ветераны педагогического труда. Городской совет старшеклассников разработал социальные проекты «Вместе теплее», «Милосердие», «Нижнекамск - территория добра», провел 6 благотворительных ярмарок, позволивших выручить 350 тысяч рублей. Одной из акций Совета стало вручение сертификатов по 10 тысяч рублей трем педагогам-ветеранам в День учителя.

- Равис Музагитович, слышала, у вас в городе развита шефская помощь учреждениям образования?

- Действительно, это так. Возрождая принципы социально-педагогических комплексов, действовавших в 70-80-х годах, к каждому учреждению образования постановлением главы района прикреплено шефствующее предприятие, которое оказывает помощь в ремонте, в материальном стимулировании учителей и учеников.

- Чем, на ваш взгляд, был отмечен 2007 год в плане повышения социальной защищенности педагогических работников Нижнекамского района?

- 2007-2008 учебный год проходит в условиях оптимизации, целью которой является эффективное использование кадровых, финансовых и материальных ресурсов. Во избежание социальных рисков при поддержке администрации муниципального района была разработана целевая программа по оптимизации на 2007-2009 годы, учитывающая прирост населения в связи со строительством Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода. В программе предложен гибкий вариант оптимизации, который позволяет обеспечить социальную защищенность учительства. Экономия средств, полученная в ходе реализации программы, в сумме 6 миллионов 189 тысяч рублей была направлена на повышение заработной платы педагогов и укрепление материально-технической базы учреждений.

Могу с уверенностью сказать, что образовательная система района в новых условиях развивается и совершенствуется. Нормативное финансирование и конкурентная среда становятся движущей силой реструктуризации сети образовательных учреждений. Всестороннее изучение ситуации, взаимодействие с местным сообществом, профсоюзом, корректность при решении данного вопроса позволяет нам минимизировать социальную напряженность и риски. Нам еще предстоит решить многие задачи для успешной работы в новых экономических условиях, и это нацеливает на выработку новых моделей социального партнерства.