Профсоюз отвечает: можно! Более того - нужно. На первый взгляд кажется, что в сфере образования конфликтов между работодателем и работниками должно быть меньше, чем в других сферах, ведь директор или завуч школы обычно сами параллельно являются учителями. Но практика показывает, что, пересев в административное кресло, некоторые педагоги перестают понимать коллег и защищать их интересы. И параллельные согласно закону геометрии не пересекаются... Тогда на помощь приходят другие законы, социальные. Одним из действенных инструментов, гарантирующих социальную защиту учителей, все чаще становится коллективный договор.

В Великом Новгороде их число растет. Дело в том, что наличие коллективного трудового договора стало одним из критериев рейтинга деятельности общеобразовательных учреждений, ежегодно проводимого городским комитетом образования. Дополнительные баллы влияют на место школы в рейтинговой таблице и соответственно на размер дополнительного финансирования.

В 2006 году было заключено Соглашение между Новгородской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки и Комитетом образования Новгородской области с целью реализации коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в учреждениях образования области. Комитет образования согласно этому соглашению обязался принимать оперативные меры по своевременной выплате педагогам зарплаты, а также денежной компенсации педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции. Обком профсоюза в свою очередь обязался контролировать соблюдение работодателем законодательства об охране труда, осуществлять защиту трудовых прав и интересов членов профсоюза в судебных и других правоохранительных органах, нацеливать работников на соблюдение внутреннего распорядка и выполнение трудовых обязанностей.

Аналогичное по целям соглашение заключено в 2005 году между обкомом профсоюза и Государственной инспекцией труда по Новгородской области.

Ну а самое главное - то, что любой, кого интересует проблема заключения коллективного договора, может прийти в профсоюз и получить разъяснения по поводу правильного составления документа. Здесь даже подготовили специальный образец коллективного договора. Этот макет, естественно, можно дополнить теми пунктами, которые посчитают важными работники конкретного образовательного учреждения.

Представителям профсоюзных организаций на занятиях школы профсоюзного лидера разъясняют все важные моменты заключения коллективного договора, вплоть до процедуры ведения общего собрания, на котором он принимается. Например, рекомендуется, чтобы на таком собрании присутствовали все члены коллектива. Пункты коллективного договора следует делать предельно конкретными, с указанием сроков и цифр. Нужно помнить, что есть нормы, которые повышают уровень прав и гарантий работника, не требуя дополнительных затрат. В качестве примера можно привести продление до одного года действия квалификационных категорий педагогическим и руководящим работникам в случаях задолженности по заработной плате, временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком.

В коллективном договоре может быть оговорено все, что интересует педагогов, например, доплата учителю информатики за каждый работающий компьютер; дополнительные дни к отпуску педагога, год проработавшего без «больничного»; возможность прихода завуча школы на урок к учителю без предупреждения; распределение стимулирующих выплат; начисление процентов за классное руководство; выплаты по случаю вступления работника коллектива в брак или по случаю смерти члена его семьи и т.д. Сколько коллективов, столько и вариантов договоров. Главное - чтобы они действовали.

Великий Новгород

Комментарий специалиста

Валерий КРЫЛОВ, заведующий социально-экономическим отделом Новгородской областной федерации профсоюзов:

- Коллективный договор - это одна из форм социального партнерства. Социальное партнерство в сфере труда - одна из государственных задач, провозглашенных Трудовым кодексом. Основной принцип социального партнерства - обязательность выполнения договора между работодателем и коллективом в лице профсоюзного комитета. Одна из целей коллективного договора - прозрачность всех вопросов трудовых отношений. Там, где нет коллективного договора, работодатель может издавать свои локальные нормативные акты. Но эти решения касаются живых людей, с индивидуальными характерами, эмоциями, и потому могут вызвать неоднозначную реакцию. Публично записать и подписать договор - значит установить общественные рамки, в пределах которых действуют работодатель и работники.

Коллективный договор - это, я бы сказал, социально-психологический документ, позволяющий достичь социального мира в отдельно взятом коллективе. Он защищает и работодателя, и каждого работника. Трудовой договор затрагивает все вопросы рабочей жизнедеятельности человека. Он оговаривает прием на работу, трудовые отношения, заработную плату, рабочее время, время отдыха, условия труда, охрану труда, социальную поддержку. Между работодателем и членами коллектива должно быть, если так можно выразиться, негласное взаимопонимание.

Недаром в Трудовом кодексе РФ, в котором около 400 статей, порядка 100 статей имеют ссылки на коллективный договор. Государство и общество заинтересованы в соблюдении установленного законом порядка при заключении коллективных договоров. Ведь представление о справедливости явления может не совпадать у работодателя и коллектива - в силу разности функций, которые они выполняют. Поэтому вначале им нужно собраться вместе до заключения трудового договора, найти золотую середину путем коллективных переговоров и поиска компромиссов. Коллективный договор всегда учитывает интересы двух сторон. Поэтому постановка вопроса, в чью пользу заключен коллективный договор, некорректна.

Коллективный договор решает три задачи: во-первых, он должен отразить те вопросы, на которые имеются ссылки в действующем законодательстве. Во-вторых, он отражает дополнительные по отношению к законам трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Например, работнику нужно уйти в поликлинику или срочно отлучиться домой, так как там произошла аварийная ситуация с водопроводом. Как увязать личную проблему с законом? По Трудовому кодексу любая отлучка с рабочего места является прогулом. Можно, конечно, подойти к начальнику, «отпроситься». Но ответ начальства может зависеть от субъективных факторов... А если отразить в коллективном договоре, когда могут происходить отлучки и на каких условиях - это будет законно, гласно и независимо от обстоятельств.

Другой пример: в школах ряда областей России введена новая система оплаты труда. Дополнительные стимулирующие выплаты учителям зависят от результатов педагогического труда. Для того чтобы предотвратить возможные конфликты в коллективах по поводу НСОТ, можно записывать в коллективных договорах: кто, когда, за что и в каком размере должен получить дополнительные выплаты.

И третья задача, которую выполняет коллективный договор, - это письменное закрепление взаимоотношений между профессиональным союзом, действующим в организации, и работодателем, поскольку они представляют собой два юридических лица, сосуществующие в прямом смысле слова под одной крышей. Работодатель договаривается с профсоюзом о том, например, в какое время будут проходить профсоюзные собрания или каким образом будут приниматься решения, связанные с работой персонала, по закону требующие учета мнения выборного профсоюзного органа.

Если какие-то пункты в трудовом договоре не были учтены или должны появиться в силу изменившихся обстоятельств, работодатель либо профсоюзный комитет могут выступить инициаторами внесения изменений или дополнений в действующий коллективный договор. В семидневный срок другая сторона обязана начать переговоры по рассмотрению этих предложений.

Таким образом, от участников коллективного договора зависит, будет ли этот акт формальным или живым, действующим документом.

СОГЛАШЕНИЕ

о взаимодействии и сотрудничестве Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации и Общероссийского профсоюза образования

Данное Соглашение заключено между Комитетом по образованию Государственной Думы Российской Федерации (далее - Комитет) и Общероссийским профсоюзом образования (далее - Профсоюз) с целью координации действий и повышения эффективности законодательной работы в интересах работников образования и обучающихся, сохранения и развития системы образования Российской Федерации.

Комитет:

1. Предоставляет по просьбе Профсоюза информацию о законопроектах, затрагивающих интересы работников образования Российской Федерации, о решениях, принимаемых Комитетом и Государственной Думой по вопросам, затрагивающим социально-экономическое положение работников и обучающихся.

2. Привлекает представителей Профсоюза к участию в экспертных советах, рабочих группах, Парламентских слушаниях и других мероприятиях, проводимых Комитетом.

3. Принимает во внимание мнение Профсоюза по закрепленным за Комитетом законопроектам.

4. Направляет (по возможности) своих представителей по приглашению Профсоюза для участия в общероссийских и региональных мероприятиях Профсоюза при обсуждении вопросов законодательства в области образования и вузовской науки.

Профсоюз:

1. Информирует территориальные и первичные организации Профсоюза о законодательной деятельности Комитета.

2. Направляет своих представителей по приглашению Комитета для участия в экспертных советах, рабочих группах, парламентских слушаниях и других мероприятиях, проводимых Комитетом.

3. Информирует Комитет о решениях и действиях Профсоюза по вопросам, затрагивающим законодательную деятельность Комитета.

4. Информирует о законодательной деятельности Комитета другие профсоюзы, имеющие в своем составе учреждения образования и науки.

5. Приглашает представителей Комитета для участия в общероссийских и региональных мероприятиях профсоюза, если они связаны с законодательным обеспечением работы и деятельности членов Профсоюза.

Данное Соглашение может дополняться и расширяться по взаимной договоренности сторон.

Соглашение подписано в 2 экземплярах 7 февраля 2008 г.

от Комитета председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации Г.А.Балыхин

от Профсоюза председатель Общероссийского профсоюза образования Г.И.Меркулова